пятница, 1 июля 2016 г.

О Раневской


Муля, не нервируй меня!

Есть желание написать о человеке, написать что-то хорошее, но сделать это нет никакой возможности, если память помимо фактов биографии не хранит о нём живое житейское воспоминание.
Так и я. Перелистываю книжку с гениальными литературными откровениями Фаины Георгиевны Раневской, радуюсь, смеюсь, наслаждаюсь! Возникает желание почтить память Фаины Георгиевны благодарным текстом. Пробую писать и… застреваю на первой же фразе. Какое-то время сижу перед клавиатурой, опустив руки. Потом пробую ещё раз – а вдруг получится! Снова сижу. Попробую в третий раз...


...Единственный случай, когда мне довелось видеть живую Раневскую, случился ровно тысячу лет назад. Я вернулся из армии и в первый же вечер пригласил маму в театр им. Моссовета на спектакль «Дальше тишина». О чём спектакль и кто играет – я даже не спросил, когда покупал билеты. Я просто хотел сделать маме что-то очень приятное. Мне тогда казалось, что любой театр после армейской казармы и настоящие гримированные артисты после строевых офицеров в потёртых камуфляжах, это уже само по себе очень, очень приятное зрелище!
Интуиция меня не подвела. Оказывается я взял билеты на спектакль двух гениальных артистов: Ростислава Плятта и Фаины Раневской. И сейчас, по прошествии тысячи лет, я припоминаю полумрак сцены, медленные движения двух стариков вокруг друг друга и трогательную человеческую драму расставания с жизнью.
 Тысяча лет – большой срок. Нет в живых ни мамы, ни Плятта, ни Раневской. Но в моей памяти вновь возникает из глубин биографии тот зимний московский вечер. Мы идём с мамой после спектакля к м. «Маяковская», мама тихонько плачет, а я, не зная, куда деть накопившуюся за два года службы энергию добра, утешаю её словами: «Мама, не плачь, я же вернулся!»
Мы проходим вдоль мраморных колонн станционного портика и исчезаем в вестибюле вотчины великого поэта. На том заканчивается личное присутствие Раневской в моей тысячелетней истории...

...И вот теперь со случайно купленной книжкой я вновь вглядываюсь в голубиный дух этой великой женщины.

- Ты про кого тут пишешь? – спрашивает меня юноша почтенного школьного возраста.
- Про народную артистку СССР Фаину Раневскую, - отвечаю  я. 
- Это кто такая?
Стоп. Ни шагу дальше! Прежде, чем собирать в чистом поле цветочки, это поле, похоже, придётся разминировать.

Из многообразия "сапёрной" техники выбираю на своё усмотрение несколько фрагментов книги "Так говорила ФАИНА РАНЕВСКАЯ".

Но сначала справка:
Фаина Георгиевна Раневская (27.08.1896 – 19.07.1984), народная арт. СССР, Британской художественной академией занесена в десятку лучших актрис ХХ века…

А теперь цитаты:
1.  Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
2.  Оптимизм – это недостаток информации.
3.  Милочка, если хотите похудеть – ешьте голой и перед зеркалом!
4.  - Сегодня я убила пять мух. Двух самцов и трёх самок.
     - Как вы это определили?
     - Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале!

5.  Проклятый 19-ый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.
6.  На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый - не может.
7. - Когда я выйду на пенсию, - говорила Фаина Георгиевна, - то абсолютно ничего не
буду делать. Первые месяцы буду просто сидеть в кресле-качалке.
    - А потом?
    - А потом начну раскачиваться.
8.  Случай в театре.
    - Извините, Фаина Георгиевна, но вы сели на мой веер!
    - Что?! То-то мне показалось, что снизу дует.
9. - Мне кажется, товарищ Раневская, что даже самому большому в мире глупцу не
удалось бы вас  рассмешить.
    - А вы попробуйте!

10. Невоспитанность в зрелости говорит об отсутствии сердца.
11. Ребёнка с первого класса надо учить науке одиночества.
12. - Фаина Георгиевна, чем умный отличается от мудрого?
      - Умный знает, как выпутаться из трудного положения, а мудрый никогда в него не попадёт.
13. - Я была вчера в театре, актёры играли очень плохо, особенно Дездемона.   Когда Отелло душил её, то публика очень долго аплодировала.

14. Здоровье – это когда у вас каждый день болит в другом месте.
15. Средство от бессонницы – считать до трёх. Максимум до пол четвёртого…
16. Склероз нельзя вылечить, но о нём можно забыть!
17. Оправившись от инфаркта, Раневская произнесла: - Если больной очень хочет жить, то врачи бессильны.

18. Я как старая пальма на вокзале – никому не нужна, а выбросить жалко.
19. Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
20. Если мысли тянутся к началу жизни - значит, жизнь подходит к концу.
21. Напора красоты не может сдержать ничто! (О лопнувшей на бёдрах юбке)
22.  Я себя чувствую, но плохо…
23. Раневская поскользнулась и упала. Мимо проходит молодой мужчина. Фаина обращается к нему: - Молодой человек, поднимите меня. Народные артистки СССР на дороге не валяются!

Думаю, достаточно.
Со светлой памятью о тебе, Фаина Георгиевна, дописываю строку. Если бы люди стали жить по закону порядочности и красоты, который Ты, певчая птица блага, утверждала всю свою жизнь! О, смерть превратилась бы в редкое исключение из Правила Общей Гармонии, принятого человечеством к исполнению!

Комментариев нет:

Отправить комментарий