понедельник, 11 июля 2016 г.

РАЗГАДЫВАНИЕ. Георгий Ансимов






Если говорить о режиссёре и об истине, составляющей суть его творчества, и отбросить все сопутствующие его занятию обязанности – знание литературы, музыки, театральной техники, организаторские способности, то что же должно остаться?
Вот и останемся с ним наедине  и спросим режиссера-творца.
– Чем я занимаюсь?  Делом, которое многие считают пустым и даже мешающим нормальной жизни людей.
Я думаю о человеке. Разгадываю его. А это так интересно – распечатать множество оберток, снять надетые на него маски и увидеть суть. А после этого общаться с этим человеком, зная, что он не тот, кем представляется, что на самом деле он совсем другой. Как интересно знать, что слова, что он произносит, – ложь, ширма, за которую он прячется. Что он делает множество удивительных вывертов, чтобы доказать, что маска – это его собственное лицо. Его жесты, словесные выражения, позы  и физические приёмы, его  страстность в защите своей маски, его «сделанные» поступки, которыми он хочет подтвердить свою ложь, – всё это выглядит увлекательной комедией, если вы разгадали его суть. А суть его ясна, как кристальная вода. И раскрывается она в череде его поступков. Только она,  эта череда, даёт неопровержимые доказательства сути человеческого существа. Она, как рентгеновские лучи, даёт возможность видеть настоящего человека.
Кому видеть? Мне. Ведь я распечатываю эту невидимую, тщательно скрываемую тайну человеческой личности. А у меня могут быть свои мерки, критические оценки, даже придирки. Но имею ли я право, чтобы искать суть и в связи с этим оценивать человека? Право ты получишь тогда, когда сам очистишься, когда в тебе самом будет пребывать тот, кто сам чист и знает, что он прикоснулся и ощутил в себе тот эталон, который составляет подлинную добрую сущность человека.  Его духовную сущность.
Вот мы и пришли к духовности,  заложенной в человеке, той особой силе, скрытой и могучей, возникающей и проявляющейся только через скрытые духовные поводья-рычаги: постоянную молитвенную устремленность,  усилия воли и другие свойства человека, приводящие к этой духовности.  Любовь, целомудрие, терпение, смирение, доброта.  И мне не нужно фарисействовать и заявлять об этом во всеуслышание. Я это делаю  не для людей, а для себя.  Совершая это, делая добро, смиряясь и терпя, я уже хватаюсь за духовные поводья и прикасаюсь к клапану, который может открыться и меня одухотворить.  Как просто, лаконично и образно сказал об этом Андрей Критский: «Душе моя, что спиши!». Действительно, сколько нужно сделать усилий над собой, чтобы пробудить в себе хоть малый кусочек силы, вложенной в тебя. Чтобы стать достойным её. Чтобы хоть малостью оправдать в себе доверенное тебе сказочное богатство. И если такое все-таки случится, то только тогда ты будешь иметь моральное право анализировать других людей,  сопоставляя их поступки  с законами, следующим из заповеди: «Возлюби!». Только с любовью к человеку можно приступать к анализу его нравственного устройства. Если ты вынешь бревно из своего глаза, то тогда ты сможешь иметь право находить соринки в глазе другого. Но как нужно самого себя ломать, как необходимо тело своё научить подчинять разуму и высшим своим запросам и ежеминутно одолевать себя! 
Воздержание. Это главное для того, кто хочет одолеть себя. Воздержание во всём. Это так трудно – контролировать себя, сдержать,  когда тело твоё уже настроилось на лакомство. Научиться руководить телом своим и отказаться, а вернее – запретить ему, телу,  руководить собой. 
А еще труднее, сложнее и увлекательнее  заставить разум контролировать своё поведение. Воздержаться от бессмысленного спора,  не ввязываться в борьбу за тщеславие, не поддаваться слабости огорчения и уныния, если у тебя что-то не удалось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий