понедельник, 23 декабря 2013 г.

Коллекция : Колокольчики

Как всё началось…..

От чего люди занимаются коллекционированием? Просто увлечение или здесь что-то другое...? Коллекция моя началась с обычного небольшого бронзового колокольчика, купленного в качестве сувенира на школьной книжной ярмарке. И даже купив этот сувенир, я вовсе ещё не осознавал, что хочу собирать и коллекционировать колокольчики. Просто звон этого колокольчика напоминал мне о беззаботном детстве, когда мы, с ребятами закинув «донки» в реку ловили рыбу. Осторожный карп боязно обгладывая наживку на крючке слегка подёргивал леску. И от этого создавал неповторимый звон, в ночной тишине, висевших на наших рыболовных снастях оповещающих о поклёвке колокольчиков. Только представьте: лето, ночь, сверчки, на водоеме время от времени слышны всплески крупной рыбы, вы сидите у костра и спокойно ждете поклевку, и вот послышался звон колокольчика дзын… потом небольшая пауза и снова дзынь… а потом дзынь, дзынь, дзынь….. Ощущения непередаваемые! Колокольчик долгое время стоял в гордом одиночестве на книжной полке и периодически погружал меня своим дзыньканьем в детские воспоминания. И как-то раз нам посчастливилось попасть в удивительную Швейцарию. Какие красочные там пейзажи: вершины, утонувшие в облаках, альпийские луга, заполненные васильками, ромашками и другим разноцветьем. Томные и такие чистенькие коровы с огромными колокольчиками на шеях, что издают такой изумительный звон. Самое запоминающееся зрелище - коровы на вершине холмов и запах вечного детства с привкусом хвойного леса, свежескошенной травы, коровьего навоза, и утренней свежести.  Лазурная озерная гладь, в которой видны отражения горных вершин.    Проснувшись рано утром, из открытого настежь окна, я чувствовал легкий, чистый и чуть разряженный воздух, который успокаивает и возвращает силы. Вокруг покой и умиротворение. Холмы утопают в густом тумане. Тишину нарушает лишь мелодичный звон, а точнее сказать, постукивание
колокольчиков пасущихся коров. Каждый раз при посещении той или иной страны встает вопрос, что привезти на память домой. Среди прочих сувениров я сразу обратил внимание на колокольчики - они повторяют форму коровьих колокольчиков. Лента у колокольчиков имеет традиционный орнамент. Один колокольчик это сувенир, но когда их два то это уже начало коллекционирования. По этому, я считаю, что именно он «коровий швейцарский» колокольчик и подтолкнул меня к началу коллекционирования. 

Вскоре слухи о коллекции распространились среди знакомых и родственников и мне стали дарить колокольчики разные замечательные люди. Сегодня в ней есть и сувенирные, и копии эрмитажных, и действительно раритетные экземпляры…. Все колокольчики исключительно металлические, но есть крохотный раздел фарфоровых. До недавнего времени я не понимал людей коллекционирующих фарфоровые колокольчики. Меня всегда интересовал металл. До принятия сана священника я работал в лаборатории МЕТАЛЛОВ, занимался спортом (гантели, штанга)…., всё это тоже МЕТАЛЛ, и колокольчики грели моё сердце исключительно МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ. И однажды на День Ангела, своей матушке я решил подарить статуэтку-колокольчик. Когда я увидел его воочию…, моё «металлическое сердце» расплавилось. Я обомлел и проникся неповторимой красотой и изяществом форм, нежностью и женственностью, цветовой гармонией и ярко выраженным характером этого скульптурного фарфорового колокольчика.


И….«ЗАБОЛЕЛ»!!! Сегодня у меня, в новом моём увлечении фарфором, 16 колокольчиков этой серии, а серия эта - "гуляющие в парке" художницы Lena Liu.  Работы Лены Лиу сегодня невероятно популярны в среде коллекционеров. Своими образами она выражает окружающий мир и свои личные мироощущения. . "Я стремлюсь воплотить дух романтики, поэзии и музыки в моей живописи. То, что затрагивает моё сердце - проходит через мои пальцы..."
                          
    Колокольчики - это не просто сувениры, у каждого из них - своя жизнь, своя история и свой характер. Они позволяют узнать новое, открывать неизведанное и просто получать удовольствие. В моей коллекции  есть  очень необычные экземпляры. Это и колокольчик вылитый из металла первого сбитого немецкого истребителя это и колокольчик стоявший на столе у королевы Англии. Есть очень старые, датируемые 1567г. Один из последних принадлежал Галине Павловне Вишневской…. Но иногда я беру в руки тот, свой самый первый колокольчик, и слушаю его  серебристый звон, уносящий меня в  воспоминания…. 




О колокольчиках
           Существует многообразие звучащих предметов, именуемых «колокол», «колокольчик». Их основное предназначение – подача в различных ситуациях звукового сигнала.
История колоколов ведет свое начало с бронзового века. Древнейшие предки колокола - бубенец и колокольчик были обнаружены учеными в быту многих народов: египтян, евреев, этрусков, скифов, римлян, греков, китайцев.  Ещё до нашей эры люди научились изготавливать бронзу (сплав меди и олова) и стали делать из неё разнообразные предметы. Они заметили, что при ударе бронза издаёт певучий и продолжительный звук. Согнутая в замкнутую форму бронзовая пластина с подвешенным внутрь грузом от сотрясения производила звон. Так, по всей видимости, появился колокольчик.

Китайский колокольчик времен династии Чанг
16-11 в. до н.э., диаметр 50 см подпись
В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. И доказательством этому является то, что именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. в Китае произошло увлечение колокольной музыкой и для этого потребовались целые наборы из колокольчиков. Слева - китайский колокольчик времен династии Чанг 16-11 в. до н.э., диаметр 50 см. Однако в литературе иногда, как наистарейший, упоминается хранящийся в Британском музее ассирийский колокольчик времен Салманассара II (860 - 824 г.г. до н.э.), обнаруженный при раскопках дворца Ниневии. 
Египтяне пользовались колокольчиками в обрядах, посвященных праздникам бога Осириса.

Колокол из Геркуланума, 1 век н.э.
Римляне применяли их для призыва прислуги и рабов, военных сигналов, сбора народа на общественные собрания, при жертвоприношениях и, наконец, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов. В Древнем Риме колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в полуденный зной.

Наиболее раннее упоминание в текстах о колоколах встречается у греческого географа Страбона (63г. до н.э. - 19 г. н.э.) и греческого историка Полибия (212/205 - 130/123 г.г. до н.э.), а несколько позднее их очень подробно описывает Иосиф Флавий 37г. в еврейских антиквариях.

Колокол Святого Патрика,
5 век,
Национальный музей Ирландии,
Дублин
Древние колокольчики клепали из листов металла. Позднее, с изобретением литья, их стали отливать. Но традиция клепаных колокольчиков сохранилась кое-где до сих пор, в основном, в изготовлении колокольчиков для скота.

Первое применение колокола для христианского богослужения приписывают Святому Павлину, епископу Ноланскому (353 - 431), а введение "колокольного звона" в католических обрядах - папе Савиниану (604/606)

В VI веке стали изготавливать колокола в Европе, занимались этим сначала монахи, потом появились литейные мануфактуры. 

В Византии колокола появились в конце IX века, когда по просьбе императора Василия I Македонянина (867 - 886) венецианский Дож Орсо I (Дож — титул выборного главы Венецианской республики) прислал в Константинополь 12 колоколов для церкви Святой Софии.

О размахе колокололитейного дела в
России можно судить по фотографии
с Нижегородской ярмарки.
На Руси о колоколах впервые упоминается в летописях 988 года, что дает основание предполагать, что сами колокола появились еще раньше. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. В XV веке в России появились собственные заводы по отливке колоколов. А органичное включение звонов в христианский православный обряд стало решающим фактором их распространения и развития. И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров.

К колоколам на Руси относились особо, почти как к живым существам. Им давали собственные имена («Царь Колокол» в Московском Кремле), узнавали по голосам («Сысой», "Полиелей", "Лебедь" - в Ростовском кремле). Колокола даже наказывали и ссылали («Угличский»).

А еще было типично русское явление - ямщицкие колокольчики. В конце XVIII века в России учредили "образцовую почту". Но западный почтовый звуковой рожок не прижился на русской земле. Точно не известно, кто прицепил на дугу почтовой тройки колокольчик (который стал называться дужным или поддужным–т.е находящимся под дугой) , но случилось это приблизительно в 70-е годы XVIII века. Первый центр производства таких колокольчиков был на Валдае. В советские годы тысячи русских культовых колоколов были варварски уничтожены, а литье их прекращено. 20-е годы XX века стали последними и в истории колокольчиков: поддужных, пожарных, станционных… К счастью, в наши дни искусства колокольного литья и колокольного звона возрождаются. А коллекционеры сохранили в своих собраниях колокольчики ямщицкие, свадебные, настольные, коридорные, бубенцы, ботала, ропотни и гремки.

По наиболее очевидному функциональному назначению можно выделить следующие колокольчики:

  • ЕЗДОВЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ,  используемые для подачи акустического сигнала при езде на животных (лошадях, верблюдах, оленях, слонах и т.п.). Среди них выделяются:  подшейные - подвешиваемые на шею животных;  дужные- приделанные к дуге, если она применялась в упряжи; седёлочные- прикрепляемые к седлу. К ездовым сигнальным средствам также относятся бубенцы. Ездовые колокольчики находили самое неожиданное применение (на велосипедах, на носу рыбацких лодок….). Приделав ручку они становились школьными и вызывными.
  • КОРАБЕЛЬНЫЕ КОЛОКОЛА, использовались в качестве сигнализаторов времени и как средства для подачи различных тревог и сигналов. Иногда корабельный колокол ошибочно называют рындой. Рында - звон корабельного колокола, извещающий о том, что наступил полдень и закончились одни сутки и начался отсчёт других, так как сутки на кораблях до середины XIX столетия начинались в полдень, а не в полночь. Этимологически слово «рында» происходит от преобразованного английского выражения «ring the bell» - «звони в колокол».
  • БАКЕННЫЕ КОЛОКОЛА, использовались для ограждения фарватера, мелей, каменистых «банок» и других опасных  мест рек, морей…
  • МАЯКОВЫЕ КОЛОКОЛА
  • СИГНАЛЬНЫЕ КОЛОКОЛА ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, используются в различных средах – на железных дорогах, на почтовых станциях, в театрах, на ипподроме…
  • СКОТОВОДЧЕСКИЕ ИЛИ ПАСТУШЬИ КОЛОКОЛА, надеваемые на домашних животных (шею, ноги, рога), - один из древнейших типов колокольчиков
  • ДВЕРНЫЕ, подающие сигнал при открытии двери или с просьбой открыть дверь
  • ВЫЗЫВНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ: кабинетные, отельные, столовые, прикроватные (сонетка), конторские, коридорные. Применялись для вызова секретарей, прислуги, конторских работников, привлечения внимания  аудитории в судебных и иных заседаниях. Банные колокольчики – для вызова банщиков. Некоторые виды перечисленных колокольчиков именуются настольными или ручными (hand bells).
Настольный колокольчик оставался неотъемлемой деталью убранства русского жилого интерьера на протяжении всего XIX в., вплоть до появления электрического звонка. Чаще всего колокольчики изготавливали из бронзы (сплав меди и олова) - металла, поддающегося изящной обработке при относительной дешевизне, из которого к тому же можно было извлечь необходимую для этого рода предметов звонкость. Позже стали делать из латуни (сплав меди и цинка) и различного рода металлов.

Колокольчик являлся не только инструментом для вызова прислуги. Стоявший на письменном рабочем столе в кабинете должностного лица или на туалете великосветской дамы, он представлялся вещицей, украшающей повседневный быт владельца. Его часто подбирали в соответствии со стилевым решением окружающих предметов - кабинетной бронзой, письменным прибором (иногда колокольчик входил в комплект с чернильницей), канделябрами, мебелью. С началом эпохи историзма в искусстве интерьера (с конца 1830-х гг.) фантазия в оформлении колокольчиков становилась поистине безграничной. Художники и ремесленники обращались к искусству прошлого, возрождая к жизни давно забытые формы и орнаменты. С этого времени стали появляться колокольчики в стиле ренессанс, барокко, рококо, использовались восточные или русские национальные орнаменты и мотивы. Настольный колокольчик мог нести на себе также идейно-смысловую функцию, которая, как правило, отражала сущность самого владельца. По декору колокольчики можно разделить на несколько жанров. Мемориальный жанр чаще всего представлял собой модель какого-либо знаменитого церковного колокола (собора Св. Петра в Риме, Царь-колокола в Москве); поучительный жанр иллюстрировал сюжеты из басен и сказок; шуточный создавался в виде бутылки вина, гири, мешка, пчелиного улья; а игриво-фривольный изображал чертей, вакханалии, забавные охотничьи сценки. Могли обыгрываться национальная экзотика (колокольчики в виде фигурок китайцев, русских мужиков), использоваться конкретные литературные и исторические персонажи, сцены из литературных произведений.


  • КОЛОКОЛЬЧИКИ- ПОДСВЕЧНИКИ. Настольные колокольчики иногда совмещались с подсвечником. Ручка для держания выполнена в виде подставки для свечи. В католических странах существует рождественский обряд изгнания нечистой силы с помощью колокольчика-подсвечника. Свеча освещает дом, а звон колокольчика изгоняет нечисть.
  • РИТУАЛЬНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ.  Такие мировые религии, как христианство, индуизм, буддизм, широко используют колокола и колокольчики в ритуальных целях. Ритуальные колокола выполняли и мирские функции, в частности сельские церковные колокола в России. В сёлах обязательно звонили в зимние снежные метели. Не одну человеческую душу спас так называемый метельный звон: блуждая в поле, выходили к жилью на прерывистый звук большого церковного колокола.
Наличие колоколов в различных религиозных культах объясняется тем, что колокол считался средством отпугивания злых духов. Языческие воззрения на колокол как на средство обладающее способностью прогонять злых духов, были восприняты христианством. На старинных колоколах в католических храмах встречаются надписи: «Обращаю в бегство демонов», «Я звоню, отгоняя гром, молнию, заразу, сатану и злого человека» и т.д.
 

  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ. Карильон (carillon)-музыкальный инструмент из специально подобранных колоколов. Главными элементами карильона являются набор колоколов и педальная клавиатура как у органа. Клавиши-рычаги мануалов и педали через систему блоков соединены тросами с языками колоколов, приводят их в движение, вызывая удар о край колокола.
Старейшим карильоном является инструмент XV века, находящийся на колокольне собора Св. Ромбаутса в  Мехелеке во Фландрии (Бельгия).
Первые карильоны в России появились при Петре I в Петербурге (в1710 г. на колокольне Исаакиевского собора, в 1721 году Петропавловской крепости). Они пострадали при пожаре и в 1760 году был приобретён новый карильон (который не звучал 150 лет). В настоящее время «игральная машина», как его называли в России, восстановлена.

  • ЧАСОВЫЕ, вмонтированные в ударный механизм часов.
  • КОСТЮМНЫЕ.  С древнейших времён колокольчики и бубенцы нашиваются на различные детали одежды (вспомогательные костюмы шутов и скоморохов). Бубенцы украшали подолы юбок девушек (от сглазу, чтобы никто туда не залез), являлись неотъемлемой частью шаманских костюмов и т. п.
Колокольчики  Lady Bells - это металлические колокольчики в виде женских фигур. Свою родословную они ведут из Англии эпохи королевы Виктории. В то время колокольчики служили знатным дамам для вызова прислуги. Самые старые (они же самые ценные) Lady Bells изготовлены из бронзы. Позднее их стали отливать также из латуни и серебра. Большинство Lady Bells, датируются началом 1900-х годов, однако самые почтенные экземпляры намного старше ста лет. Изготовлялись Lady Bells, в основном, в Англии . Мода на коллекционирование Lady Bells, возникшая во второй половине XX века, привела к тому, что большинство старых колокольчиков перекочевало в Америку. Чаще всего Lady Bells представляют собой либо распространенный женский тип, либо конкретную историческую личность.
       Старинные колокольчики пользуются успехом на современных электронных аукционах. 7 марта 2004 года на электронном аукционе «eBay» был продан небольшой бронзовый колокольчик XIX века тонкой работы.  Продавец из США предполагал, что колокольчик русского происхождения, но изготовлен во Франции. В аукционном каталоге он назван "Мальчик на мешке с углем". Аукционный колокольчик позолочен и на нем имеется клеймо с надписью "FABon Francaise", что, по-видимому, дало основание продавцу отнести колокольчик к французской работе. Клейма на эрмитажном нет, однако на обоих экземплярах хорошо видны инициалы "ЕЛ", принадлежащие скульптору Евгению Александровичу Лансере (1848-1886). При внимательном сравнении становится ясно, что и аукционный колокольчик отлит по модели Лансере. Е.А. Лансере создал свыше 400 оригинальных произведений, в основном, в области малой пластики. Его работы пользовались в России большой популярностью. Стоит заметить, что дед скульптора был французским офицером, раненным в войне 1812 года и оставшимся в России. Не исключено, что клеймо "FABon Francaise" могло быть связано с французской фамилией скульптора. Пожалуй, если бы авторство колокольчика было известно во время аукциона, его цена могла существенно вырасти...
Колокольчик эрмитажа:
« Мальчик на куле»
     Замечу, что колокольчик "Мальчик на куле" современного бронзового литья, выполненный, по-видимому, по модели Лансере (либо по слепку с нее). Иногда современный колокольчик называют "Мальчик на стоге сена" (не понятно, зачем тогда мальчику совок?) Интригует то, что на современном колокольчике есть клеймо, очень похожее на клеймо колокольчика с аукциона. 

      Основная часть колокольчиков в собрании Эрмитажа (около 700) происходит из коллекции Александра Матвеевича Кованько (1856-1920), - одного из первых российских воздухоплавателей. Долгие годы своей жизни он собирал эту своеобразную коллекцию, каждый предмет которой сохранил в себе частицу ушедшей эпохи и память о населявших её людях.


ЛЮБОПЫТНО:
...Колокольный звон лечит.

Группа исследователей под руководством кандидата биологических наук Ф.Я. Шипунова установила, что колокола работают как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, разрушая болезнетворную среду. Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи и другую инфекцию. Много веков назад наши предки знали это, и против "морового поветрия" (т.е. эпидемии) круглосуточно звонили в колокола...

Велико воздействие колокола и на душевное состояние человека, его психику. Много лет психиатр А.В. Гнездилов из Санкт-Петербурга успешно лечит ряд психических заболеваний звучанием колоколов. На его счету сотни исцеленных людей.

...Колокольчик был инструментом для пыток!

В давние времена орудия пыток были весьма разнообразны. Например, наказаньем за прелюбодеяние был ошейник с колокольчиками. Каким позором было носить его! Виновный в "дурном поведении" непроизвольно оповещал звоном множества колокольчиков о совершенном грехе, едва появляясь на улицах города. Но унижением искупление не ограничивалось: постоянное трение металла о кожу нередко провоцировало смерть от заражения крови.

...Новый Год в Японии встречают колоколами.
О приходе Нового года в Японии вот уже более тысячи лет возвещают 108 ударов колоколов, доносящихся в полночь из храмов. Согласно буддийским верованиям, человека обременяют 108 пагубных страстей. И каждый удар колокола в новогоднюю ночь прогоняет одну из этих напастей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий