четверг, 12 декабря 2013 г.

Воспоминания Паломника

В эту землю стремится каждый православный человек, каждое христианское сердце. Увидеть, поклониться, помолиться — с покаянием, со смирением, с любовью... И мало просто увидеть. Надо прикоснуться сердцем, постараться измениться внутренне, принести свое сердце к подножию Креста Христова. Зачем нам внешние впечатления и сувениры, если не происходит этого перерождения в покаянии и любви?
10 лет я мечтал об этой поездке, и всё как-то не складывалось… и вот именно теперь всё случилось как бы само собой, как будто вот именно теперь и надо было ехать да ещё и всей семьёй, да ещё и с прихожанами…
Каждый из нас знает: собрался в паломничество — жди искушений. А тут на Святую Землю!!! Это теперь я говорю со знанием дела, а тогда об этом только слышал от людей. Вот и настоятель когда благословлял эту поездку, то в напутственном слове сказал, что будет нелегко, что необходимо набраться терпения и сохранять спокойствие. Понятное дело, подумал я, но не придал особого значения его словам, так как понимал, а сейчас хочу сказать недопонимал, что любое дело требует терпения.
Всё было приготовлено задолго до вылета. Раскрытые пасти двух чемоданов, четыре часа ожидавшие стопки глаженых вещей, на замок закрыли свои рты и, набитые всем подряд, спокойненько улеглись в багажник автомобиля. Не торопясь, отъехали. И началось... В ста метрах от дома прижались друг к другу две «легковушки» и создали маленькую, но плотную пробку. За нами шустрый водитель грузовика решил развернуться, не дожидаясь возможного проезда, но не вписываясь в ширину дороги, застрял колесом на обочине. Нас заперли с обоих сторон. Не помолившись перед выходом из дома, мы в один голос запели тропарь Святителю Николаю. И через некоторое время нам удалось выехать. Лёгкая паника переросла в какое-то напряжение — ведь запаса времени до вылета уже не оставалось. Ура, навигатор!!! Именно он сейчас и проложит кратчайший маршрут..., но увы… чудо техника отказалась работать… В такие моменты вспоминаешь все нераскаянные грехи, каждое грубое слово, осуждение… Наполняешься решимостью жить жизнью близкой к жизни святых подвижников благочестия… Оценив ситуацию, мы теперь и не помышляли добраться до аэропорта на машине. На одном дыхании в унисон мы с матушкой и мальчишками произносили: «Господи, помилуй нас грешных! Пресвятая Богородице, помоги нам добраться до ближайшего метро...»
Бросив машину в неизвестном дворе близ метро, подхватив два огромных чемодана, заплетаясь в подоле подрясника, я, а за мной и всё моё семейство, поскакали по ступеням эскалатора. Прохладный, пахнущий зимой октябрьский воздух не успевал охлаждать моё взмокшее тело. Мы почти на ходу залетели в аэроэкспресс и по инерции ещё пробежали пару вагонов внутри поезда. В это время вся группа паломников, которую я неоднократно инструктировал, чтоб не опаздывали, уже прошла регистрацию на самолёт. Полчаса, и мы во Внуково.


В незнакомом аэропорту путеводная звезда привела нас к нужной стойке регистрации. Пропустив матушку с детьми вперёд, за 10 минут до окончания регистрации я услышал: «Ваш билет кем-то аннулирован»… Я думал, что бег с двумя чемоданами в предыдущие несколько часов был жёстким испытанием в моей жизни, но нет, я ошибся... Оставшиеся десять минут я не забуду никогда. Я не очень понимал, как могу не лететь, ведь я старший группы и все документы у меня. Времени выяснять, кто напутал с билетом, нет. Чудом оказавшееся единственное свободное место мне продали в шесть раз дороже обычного. Как на аукционе я крикнул: «беру», и палец кассира как молоток стукнул по клавише компьютера одновременно с сигналом о закрытии регистрации. Столько денег в рублях уже не было. Всё было поменяно на доллары. Рубли мне на билет собирали всем миром. Даже незнакомая женщина вытащила из кошелька недостающие двести рублей со словами: «Батюшка, возьмите пожалуйста»… На борт я зашёл под аплодисменты. Организм требовал восполнения потерянных калорий. Место, доставшееся мне, было в конце салона, но не последнее, а положенной порции еды не досталось только мне. Но Господь ведь не оставляет без утешения: «Вечер водворится плачь, и заутра радость» (Пс. 29: 6).


Cлава Богу в полночь долетели! Прилетев на Святую Землю, мы попали в рай, из которого уже не хотелось возвращаться… Красота Земли необыкновенная! Поразило богатство ландшафта такой, казалось бы, маленькой страны, которую можно проехать всего за несколько часов: тут и пещеры, и скалистые горы, настоящие пустыни, поселения бедуинов, расположившихся, словно цыганские таборы, и тут же зелёные цветущие луга. Мы из осени попали в весну!!! Деревья, увешанные, словно новогодние ёлки, жёлтыми апельсинами и лимонами, головокружительный миндаль, банановые плантации, оливковые деревья, финиковые пальмы, зелёные поля, усыпанные красными цветами, которые так похожи на наши маки… «У Бога всего много»! Иерусалим! Он прекрасен! Все здания в Иерусалиме из красивого белого камня. И самое главное, конечно — осознание того, что каждый метр этого города, куда ни повернись — связан с Библейской историей. Также как и вся Святая Земля.

Палестинская автономия отделена огромной монолитной стеной, сооруженной израильтянами для защиты от вылазок террористов. И за этой стеной — Вифлеем, где мы и жили. Огромная базилика Рождества Христова. Врата смирения — очень низкий вход в храм каждого входящего невольно заставит поклониться. Справа от входа в самое главное место храма — в пещеру Рождества — необычная, очень красивая, единственная в мире икона улыбающейся Божией Матери — Вифлеемская. Узкий и низкий вход в пещеру, справа внизу в углублении — Вифлеемская звезда, место Рождества Господа нашего Иисуса Христа… Как осознать и вместить в себя то, что ты сейчас стоишь рядом или на «том самом» святом месте? Этот вопрос безответен, он не оставляет ни на секунду пребывания на Святой Земле… Церковь Рождества — почти единственный древний храм Святой Земли, не претерпевший разрушений от персидских завоеваний в 7 веке. Согласно преданию, в 614 г. персы не посмели его разрушить, увидев на входе мозаичное изображение поклоняющихся младенцу Христу волхвов, которые были персидскими мудрецами. По преданию, волхвы эти были родом из Персии, Аравии и Эфиопии, о чем о чем пророчествовал псалмопевец Давид, а имена их — Мелхиор, Гаспар и Валтасар.



Первое посещение Храма Гроба Господня. Монументальное здание, у входа колонна, рассеченная Благодатным огнем. Камень Миропомазания – приложились, все благоухаем.. Много людей, очень много. Удивительной красоты мозаика на стене перед Камнем. Кувуклия — как маленький храм или часовня внутри Храма, над самой главной Святыней — местом погребения и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Обошли эту странновато-мрачноватого вида постройку, потрогали ее стены… наверху, сквозь круглое отверстие главного купола над Гробом струится мощный, жизнеутверждающий и яркий свет… Направо от входа в храм поднимаемся на возвышение — на Голгофу. Отдельное слово надо сказать о существующем статус-кво — четком разделении, расписании проведения богослужений разными христианскими конфессиями в Храме Гроба Господня. В течении суток проводится официально три бого­служения: с полуночи — Греческое Православное, затем Армянское и следом Католическое.
Крестный путь это особенные ощущения. Он начинается от Претории — официальной резиденции римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, относившейся к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Христос содержался в темнице, а Пилат принял решение о казни Спасителя через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венец и дали Крест. По Дороге Скорби мы шли с молитвой Иисусовой и небольшими крестами, изготовленными из дерева оливы. Перед тем, как пройти этот путь, монахиня Евсевия сказала мне, чтобы я не смотрел по сторонам, а смотря перед собой, слушая шум толпы, представил то время, с которого собственно ничего не изменилось. Несколько раз на совсем короткое время мне удавалось погрузиться в это состояние, от которого содрогалось моё тело и невольно бежали слёзы. Большая часть Пути пролегает по территории арабского рынка. Главное здесь — не рассеяться, не увлечься происходящим вокруг, ведь и сейчас, как и во времена Христа, вся эта мятущаяся толпа настроена к верующим по-разному: враждебно, безразлично, с любопытством. Крестный Путь закончился в Храме Воскресения Господня.
С благоговением мы погружались в священные воды Иордана. Представление о том, что 2000 лет назад Господь наш Иисус Христос здесь также принял Крещение от Иоанна Предтечи, и возможность прикосновения к Священной истории по-прежнему не укладывались в голове.



Посреди пустыни, неподалеку от впадения реки Иордан в Мертвое море, нашему взору открылся чудный оазис – греческий монастырь преподобного Герасима Иорданского. Сказочный, красивый, добрый и уютный зеленый уголок в безжизненной пустыне – чудо.
Особенно запомнилось утро в Тверии: мы переехали в новую гостиницу накануне вечером, уже по темноте. И вот на следующее после переезда утро открываю тёмные шторы в гостинице, распахиваю настежь окно и замираю от восторга — передо мной Галилейское море, такое тихое и умиротворённое, что дыхание остановилось: вот она – «неземная красота»!… над морем – синее небо, восходящее солнце, редкие белые облачка, время словно остановилось… Медленно и с упоением вдыхаю, аромат… словно и не было тех дней накануне поездки… вокруг радостно щебечут, словно в раю, птицы… всё цветёт, ликует, благоухает… Вглядываюсь вдаль и вижу плывущие по морю маленькие лодочки, словно это сами апостолы, как и две тысячи лет назад, ловят рыбу… Нам довелось даже попробовать эту рыбку. Блюдо так и называется «Рыба ап. Петра».
Греческий монастырь 12-ти Апостолов. Думаю, многие со мной согласятся – это самый красивый греческий храм из тех, которые нам довелось увидеть. И одно из самых красивейших мест во всей Галилее. Здесь Иисус исцелил расслабленного и тещу апостола Петра.
Святая Земля встретила нас прекрасной теплой погодой и очень красивыми цветущими растениями всех цветов радуги. Гора Фавор, Вознесение Господне. «Стопочка» (отпечаток стопы Иисуса на месте Вознесения), храм Гроба Божией Матери, лавра прп. Саввы Освященного... Поездка получилась очень насыщенная – каждый день мы посещали много святынь. Сухие перечисления названий Святых мест из программы, скупые представления… это было до поездки. Теперь каждое название вызывает перед мысленным взором множество картин из памяти… На Святой Земле оживает Евангелие. Мы зачастую привыкаем думать, что все это было далеко и давно, воспринимая как-то отвлеченно Евангельское повествование. А когда ты попадаешь на Святую Землю, то вдруг все эти казавшиеся далекими события становятся очень близкими и реальными. Как будто ты являешься их непосредственным свидетелем.
Когда самолёт приземлился в октябрьскую Москву поздно вечером, и мы вышли в темноту и холод, мне вдруг показалось, что мне ведь только что показали рай, и теперь вот снова вернули в тело, на землю… потерпеть ещё и пострадать… но зато теперь я точно знаю, ради чего! 


Иерей Георгий Дехтярев

Комментариев нет:

Отправить комментарий