вторник, 11 февраля 2014 г.

Зачем мы празднуем масленицу?

Кустодиев Б., Масленица. 1916
           Кажется, еще вчера радовались мы Святкам, а на пороге уже Великий Пост и перед ним, как повелось, масленица. Что знает о масленице современный человек? То, что на этой неделе принято есть блины, ходить в гости, кататься с гор, а еще – сжигать чучело. Помнится, когда начали понемногу восстанавливаться смыслы и приметы истинно русской жизни, масленица вспомнилась охотно и быстро. Массовикам-затейникам советского образца было как будто с руки проводить это «культурное мероприятие». Пришлось как-то в в 90-е годы наблюдать невеселую картинку: в промозглых февральских сумерках во дворе детского садика сжигали чучело Масленицы. Ветер резкими порывами срывал с пылающей фигуры платок, раскидывал горящие лохмотья, вокруг бегала ярко нарумяненная тетка в сатиновом сарафане поверх китайского пуховика и громко призывала становиться в хоровод. Детсадовцы младшей группы, невольные свидетели возрождения древнего языческого ритуала, испуганно жались к стенке, маленькая девчушка громко всхлипывала, а растерянная воспитательница металась, стараясь на лету потушить горящие тряпки.

С тех пор прошло почти двадцать лет, однако массовое представление о том, чем надлежит заниматься в преддверии Великого поста мало изменилось. Зачем же мы празднуем масленицу? Может быть, стремимся возрождать народные обычаи? Но история России насчитывает не одно тысячелетие, и в ней было много разных обычаев. Культура непрерывно развивается, и в этом движении есть смысл, есть целесообразность. Русский народ прошел большой путь от своего младенческого язычества. Уже в середине XI века (почти 1000 лет назад!) один из образованнейших людей своего времени митрополит Иларион радостно свидетельствовал: «Все народы помиловал преблагой Бог наш, и нас не презрел Он: восхотел - и спас нас и привел в познание истины!» «прежде … прилежа земному, не заботились нисколько о небесном, ниспослал Господь и нам заповеди, ведущие в жизнь вечную». С принятием крещения русская культура встала на путь духовного Преображения. Преображались люди, преображалась и сама Русская земля. На месте языческих капищ, на перекрестках дорог, где, по поверьям сходилась нечистая сила, возводили новые христиане поклонные кресты да часовни. Место, оскверненное языческими жертвоприношениями, освящалось, менялась, как сейчас говорят, сама энергетика пространства. Посреди бескрайних русских равнин появлялись сияющие куполами храмы. Среди непроходимых лесов возникали обители. Постепенно на старой культурной почве вырастали новые традиции.
Духовное Преображение стало главным событием русской истории. Преображалось не только русское пространство, но и русское время. На месте языческих праздников возникали христианские. Как строительством часовни освящался перекресток дорог, так и память того или иного святого освящала важные для земледельца дни. Церковные праздники стали основными вехами его жизни, хозяйственной и семейной. Поразительно, но даже в популярнейшем советском фильме 1941 года «Свинарка и пастух» неудачливый жених главной героини спорит, что добьется свадьбы «к Петрову дню». То есть даже спустя два десятилетия разрушения Церкви люди продолжали жить по православному календарю!
Но вернемся к масленице. Как и некоторые другие древние праздники, она, несомненно, несет в себе языческое содержание. Первоначально это был праздник весеннего равноденствия, потому масленичная символика связана с солнцем (блины), движением времени (катание на санях), сменой времен года (встреча и прощание) и прочим. Неразрывная связь человека с природой, поклонение солнцу и земле – все, что составляет основание славянского язычества, выразилось в этом празднике. Как же преобразилась масленица в православной культуре? Она была не отринута, не запрещена. Красота природы так же восхищает русского крестьянина-христианина, и так же связан он всей своей жизнью с землей-матушкой и с ясным солнышком. Но, как писал один из первых христианских мыслителей Афинагор: «Прекрасен мир! Но не ему, а Художнику следует поклоняться». Не языческое поклонение тварному миру, а почитание Творца стало главным содержанием духовной жизни. А праздник масленицы переместился в предпостные дни и стал сырной седмицей. Иной, более высокий смысл появился у этих дней. Заметьте, предваряет масленицу Неделя о Страшном суде. В воскресном Евангелии говорится о неизбежном ответе за то, как прожили мы свою земную жизнь, заботились ли о голодных, навещали ли больных, принимали ли странников. Церковь напоминает нам Христову заповедь «Да любите друг друга…». И вся масленица с ее угощениями, встречами с друзьями и близкими, радостью гуляний – замечательная возможность для проявления любви и заботы о ближних.
 Посещения родственников (помните, «тещины вечерки», «золовкины посиделки») должны помочь примириться с теми, на кого чаще всего обращается наша нетерпеливая требовательность. Так, в духе добра и любви должны мы подойти и к Прощеному воскресенью, завершающему седмицу. Но, к сожалению, даже церковные люди часто забывают истинное значение сырной седмицы и бездумно предаются веселью и объедению. Те дни, когда надобно душу готовить к тяготам поста, мы бросаем ее без попечения, усилено «готовя» к посту тело. Неделю эту живем мы как язычники, следующую же – надеемся прожить как христиане. Но ведь «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал.5,25). «Возрождая» языческое и забывая христианское наследие нашей истории, мы не только лишаем целостности нашу жизнь, но как будто перечеркиваем тысячелетний путь, проделанный предками, лишаемся тех даров, о которых говорил первый русский митрополит Илларион! Кстати именно он, характеризуя языческое прошлое русского народа, впервые употребляет выражение «мертвые души»: «Душею ны мертвы, умершие недугом идолослужения». Нужно ли нам, и без того духовно ослабленным, «возрождать» старые недуги? Или лучше преодолеть раздвоение и избрать лучшее из того, что хранят Церковь и культура?

Н. В. Карташева, кандидат культурологи, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова
(Впервые опубликовано в газете  «Звенигородские ведомости», №7, февраль 2011 г.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий