пятница, 21 марта 2014 г.

Святые отцы – наши молитвенники пред Богом

  
Молитвами святых отец
на­ших, Господи Иисусе Христе
                                                            Боже наш, помилуй нас.

Обыкновенно мы отцами называем тех, кто рождает детей. Для каждого человека отцом его будет тот, кто породил его, произвел его на свет Божий, дал ему плотскую жизнь. От роди­телей вообще, а от отца в особенности, требуется, чтобы он детей своих растил, поил и кормил, заботился о них. И сама природа так устроила сердце роди­телей, что они безмерно любят своих детей, жалеют их, радуются их радостями, скорбят и огорчаются, когда видят, что детям их тяжело на свете живется.
Но в человеке не только одно его  телесное   существо,   у   него   есть и душа, мыслящая, желающая, направляющая  человека к добру или злу. Она  все  оживляет  в  нашем теле, так что, когда приходит смерть и душа разлучается от тела, то хотя тело человека и остается еще на земле среди людей, но уже не живое, а мертвое, холодный, бездушный, разлагающийся труп.

Эта-то душа, незримо обитающая в человеке и оживляющая его, — есть, по выражению Священного Писания, «дыхание жизни, которое вдунул Господь в человека, при сотворении первого из людей — Адама, между тем как тело того же Адама было сотворено из земли (Быт. 2, 7). Известно также из Писания, что Бог сотворил человека по образу Своему и подобию (Быт. 1, 20-27), а так как Бог есть Дух, то, по учению нашей снятой Церкви — образ Божий начертан в душе человека (так учили великие отцы и  учители Церкви, как-то: Климент Александрийский, Ориген, Кирилл Иерусалимский, Василий Велнкий, Григорий Ннсский, Григорий Богослов, Дамаскин и мп. друг,). Бог есть Дух — духовна и душа; Бог невидим — невидима и душа: Бог премудр — разумна и душа: Бог вечен (т. е. не имеет ни начала, ни конца своему бытию. а всегда есть, был н будет) — душа, хотя и сотворена Богом в свое время, но, но и она имеет подобие вечности, — так как она бессмертна. Вот почему Иисус Христос и считает душу человеческую выше всех сокровищ мира. «Какая польза, человеку, говорил Он, если он (т. е. человек) приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою»? (Мф. 16, 20).                                            
Итак, образ Божий, подобие Творца запечатлено в душе нашей, и ей заповедуется, всегда уподобляться: Богу. «Будите убо,   говорит Христос Спаситель, милосерди, якоже и Отец ваш, (небесный) милосерд есть» (Лук. 6, 36).
«Будите убо совершени, якоже Отец ваш небесный совершен   есть» (Мф. 5, 48).
Но как солнце отражается особенно, ярко в чистой воде, а не в мутной и грязной, так, и образ Божий отражается и блещет в чистой душе, а не в грешной загрязненной   пороками. Можно ли сказать о разбойниках, развратниках, пьяницах и им подобных людях, что в них сияет образ Небесного, Всеблагого, Всесвятого Бога? — Нет, в них этот образ затмился, загрязнился, помрачился. И как дитя, если не будет питаться молоком матери пли соответствующей пищей, умирает, как ветвь, если отделится от дерева, погибает — так и душа, если она отделяется от Бога, от Которого получила свое бытие — начинает страдать и мучиться, тосковать по Боге, как дитя, когда его оторвут от родителей. Такое-то отдаление души человеческой от Бога, эта ее мука и страдание вдали от Творца – называются духовной смер­тью, потому что душа умерла для настоя­щей, свойственной ей жизни в общении с Богом и впала в жизнь, чуждую ей, полную томления, мук и страданий.
Поэтому, хотя родится каждый из нас по воле Божией, но все же чрез плотских родителей, так и каждый погибающий грешник, с умирающей душою, может снова возродиться к истинной, святой и богоугодной жизни. И тот, кто направить заблудшую душу от пути греха и неправды, поистине как бы родит эту душу  вновь, даст ей истинную жизнь в Боге и совершении добрых дел. 
Милосердый Господь, зная, что мы, по немощи нашей и по проискам диавола, часто совращаемся с истинного пути и идем душой путем к смерти, дал нам святых Апостолов, чтобы они пеклись о душах наших, чтобы берегли и стерегли их и умирающих духом снова бы к жизни истинной пораждали (Мф. 10, 6-7; 28, 19-20; Мк. 16, 15-16; Лк. 10, 19; Ин. 20, 22-23: Деян. 20, 28; Еф. 4, 11-13 и т.п.). В помощь им Господь послал Духа Святого, Который все освящает ц помогает всему доброму и святому. Эту-то благодать Святого Духа Апостолы и пре­подавали верующим, чтобы верующие во Христа, укрепившись силою Святого Духа, могли жить так, как истинным чадам подобает, а не шли путём смерти и погибели души.
Преподается же эта благодать в особых священных действиях, которые называют­ся таинствами, ибо чрез них тайно, незри­мо для телесных очей, Дух Святой схо­дит в душу верующего и оживляет ее.
Так, например, в крещении верующий видимо погружается трижды в воду, а невидимо, незримо ни для кого, кроме Бога, душою отбрасывает прародительский грех, который от первого человека Ада­ма распространяется на всех людей, как из зараженного источника вся вода течет с заразой. От этого-то первородного греха и от всех других, содеянных до Крещения, грехов очищается человек душою в Таинстве Святого Кре­щения. Как тело скрывается под водой и снова появляется на свет, как бы умирая и воскресая, так душа, отрекшая­ся пред Крещением от служения сатане и ангелам его и обещавшаяся жить для Христа и служить Ему, — эта душа умирает в Крещении для жизни греховной н возрождается для жизни святой и безгрешной.
Так же бывает и в покаянии. Приходит каяться человек, обремененный грехами. Вся душа его изъязвлена ими и больна.  Вступила  она  на путь отдаления от Бога, идет к смерти. Вот и приходит человек на исповедь. Здесь раскается в том, что сделал дурного, покажет язвы души своей, все ее недостатки — духовному врачу, а тот даст ему советы, как избегать  этой  болезни  души,  как остерегаться не вступать на путь погибели. Тогда Господь Сам  невидимо и видимо чрез того же врача духовного отпустить грехи кающемуся. И душа, точно больное тело, язвы которого помазали   целительным лекарством, начинает выздорав­ливать. От греховной жизни отвратилась, а стала прилепляться к Богу и Ему слу­жить. Все бремя грехов ее скатилось с нее, как тяжкая ноша, и стало ей легко, точно вновь ожила. От прежнего нечестия теперь она отвернулась, с доселе гнездившимися в ней грехами счеты покончила, решила к ним не возвращаться, а по пути Божию, по   пути добра пошла, значит, начала вновь жить истинною жизнью в общении с Богом.
Такова же благодатная сила и прочих святых Таинств, в которых Дух Святой помогает грешнику в борьбе с нечестием, очищает и обновляет, укрепляет и согревает душу человеческую.
Эту-то   силу   низводить Святого Духа на верующих, прощать и разрешать грехи   людские   на   земле – и  дал Господь святым Апостолам, на  которых обильно излиял Святого Духа. «И се Аз, говорил им Христос Спаситель, послю обетование Отца Моего на вы: вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше» (Лк. 2 I, 49). «Шедше убо научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти   вся елнка заповедях вам» (Мф. 28, 19). «Приимите Дух  Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: п имже держите,  держатся»   (Ин. 20, 22-23). «Елика  (все, что)  аще свяжете на  земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. 18, 18). Но не вечно могли жить Апостолы на земле. Поэтому, они еще при жизни своей стали передавать эту власть своим святым ученикам. На достойно избранного они с молитвой возлагали руки, и Дух Святой сходил на сего избранника, ко­торый и должен был нести дело Апо­стольское, беречь души верующих и низ­водить в мир Духа Святого. возрождающего души грешных людей. А эти преем­ники и избранники апостольские в таком же таинстве руковозложения или священства низводили Духа Святого на своих избранников н преемников, пере­давая им власть пасти стадо Христово, так что апостольское служение и благодатные дары Святого Духа чрез священ­ное рукоположение переходят от одного лица к другому. Так, например, Апостол Павел поставил вместо себя в Крите святого Тита, чтобы он довершил недоконченное Апостолом и поставил по всем городам пресвитеров (Тит. 1, 5). Кроме того, известно по древнему церковному преданно, что святой Климент Римский был поставлен во епископа городу Риму Апостолом Петром, и что тем же Апо­столом святой Игнатий Богоносец был поставлен во епископы городу Антиохии. Малоазийскими Церквами долго управлял сам святой Апостол Иоанн Богослов, а потом рукоположил ученика своего Поликарпа во епископа городу Смирне. Этот святой Поликарп Смирнский послал ученика своего Иринея для проповеди Евангелия в Галлии, где святой Ириней и был рукоположен во пресви­тера епископом Пофином, а после муче­нической смерти святого Пофина Ириней сделался    епископом галльского города Лиона.
Такие священные лица, принявшие апостольское рукоположение, называются у нас епископами (что при переводе с греческого языка означает — смотрителями, надзирателями над   христианами) — или архиереями (т. е. начальниками иереев-священников), — иереями (священниками) и диаконами (служителями, так как диаконы сами не совершают таинств, а только помогают,  прислуживают при   их  совершении архиереям и священникам).
Все эти лица называются пастырями, потому что обязаны наблюдать за душами верующих и охранять их от злого влияния. все равно как пастухи стерегут стада и отгоняют прочь зверей, губителей этого стада,
Эти же священные преемники Апостолов называются учителями, так как обязаны учить людей святому закону Го­сподню, наставлять человечество на истину и отвлекать от пути неправды и заблуждения.
Они называются также Отцами, потому что возрождают души грешников, порождают нас духовно, как плотские родители телесно. Как отец и мать кормят ребенка и заботятся о нем, раду­ются, видя, что ему хорошо, плачут, ко­гда тяжело их детям, когда они болеют или погибают. Так и отцы духовные. Они питают души наши пищей духов­ной — учением Иисуса Христа и низводят на нас чрез молитву и таинства благо­дать Святого Духа, всякую немощь врачующего. Они радуются, когда видят, что дети их духовные по пути Божию ходят и в добродетелях преуспевают, грустят и сокрушаются, когда души людские на путь греха обращаются и, уда­лившись от Бога, к смерти душевной идут.
Конечно, не все пастыри п учители ду­ховные, как и не все христиане, долг свой свято и праведно исполняют. Но те, кото­рые это служение сохранили и не только сами заповеди Христовы исполнили, но также и других научили исполнять, те поистине заслужили себе награду на небесах, и Церковь справедливо называет их свя­тыми Отцами.
Посмотрим же, как эти святые Отцы исполняли служение апостольское и были духовными Отцами верующих.
Вот, например, св. пресвитер (священник) Ермолай. Каждый день видел он благообразного отрока, который проходил мимо его дома. Не утерпело сердце Ермолая. Выбежал он однажды навстре­чу юноше и зазвал к себе. Здесь он узнал, что отрок этот сын богатого человека, звать его Пантелеон (что зна­чить: «во всем, как лев»), по вере сво­ей язычник, а ходить каждый день учить­ся врачебному искусству.
Восскорбел св. Ермолай, что душа та­кого отрока погибает в язычестве, и начал ему рассказывать об Иисусе Христе. Долго беседовал с ним, доказывал, как неразумно кланяться идолам, и юно­ша Пантелеон уверовал во Христа, а св. Ермолай крестил его. Мало этого, св. Ермолай до того укрепил в сердце Пантелеона любовь ко Христу, что юный Пантелеон претерпел от язычников все муки за Христа и сделался славным страстотерпцем Пантелеимоном (что зна­чит – всемилостивый), как нарек его Сам Господь пред мученической кончи­ной святого. Сам пресвитер Ермолай был замучен язычниками за то, что обратил ко Христу Пантелеимона.
Разве не видим мы из этого примера, что св. Ермолай породил духом Панте­леимона? Разве не вскормил душу его пищей  духовной, укрепив ее до то того, что душа Пантелеимона не боялась ни огня, ни воды, ни колесования, ни мечного усечения?
Вот и еще пример. Св. апостол Иоанн Богослов, придя в город  Ефес, увидал там одного юношу, которого и взял под свое особое попечение. Вскоре апостолу нужно было отлучиться в другие места для  проповеди  Евангелия.  Тогда он поручил любимого юношу епископу того го­рода. В первое время епископ усердно охранял юношу и, просветив его светом веры, окрестил. После сего, надеясь, что благодать Божия укрепила душу новопросвещенного, епископ ослабил свой бдительный надзор за юношей. Но юноша сдружился с дурными товарищами, стал вести худую жизнь и далее сделался разбойником.
Приходит опять в этот город св. апостол Иоанн. «Где же мой возлюблен­ный юноша?» — спрашивает апостол, и слышит в ответ одни печальные вести. «Коня, коня мне! кричит апостол, и старец быстро вскочил на коня и мчится туда, где гибнет порожденная им душа юноши. Вот и лес, где живут эти разбойники, а вот и этот юноша. Дрогнуло сердце молодого разбойника. Узнал он, кто и зачем мчится к нему, и бросился бежать. «Остановись!» кричит апостол, называет его самыми нежными именами..., и юноша не выдержал. Бросил оружие и, зарыдав, кинулся на шею Иоанна. Долго плакали они оба, после чего апостол снова привез его в город, и душа несчаст­ная была спасена.
А кто не знает о святителе Николае? Довольно вспомнить тот пример, когда он, узнав, что разорившийся отец хочет продать своих дочерей на позор и тем погубить их душу, — святитель тайно ночью ходил к дому этого несчастного и бросал ему золото, чтобы спасти бедных девиц. Когда же во времена св. Николая случилось гонение на христиан и их са­жали в темницы, святитель Николай сам был среди христиан в заключении и узах, утешал и увещевал их не от­рекаться от Христа и тем не губить души своей.
А вот св. Афанасий, архиепископ Александрийский. В его время сильно распро­странилось неправильное (еретическое) уче­ние о Христе. Нечестивый священник Арий учил, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а творение Божие. Это лжеучение  соблазняло   многих.  Тогда св. Афанасий  и  письменно  в  сочинениях и устно в проповедях  стал обличать это беззаконное  учение. Но враги его ариане были сильны. Пять раз они изгоняли его из города Александрии, где св. Афанасий управлял паствой, клеветали всячески на него, но св. отец мужественно перенес все, укрепляя своим примером души пасомых в истинной вере.                          
Вот св. Василий Великий. Он не только пекся о душах своей паствы, но заботил­ся и об их телесных нуждах,. Случился, например, голод: св. Василий продал свое имущество п раздавал деньги не только христианам, но даже иудеям и язычникам. Он сам ходит за больными, выступал ходатаем перед светскими властями, заступался за вдов и сирот, был примирителем в тяжбах. А так как в его время христиане волновались всякими неправославными (еретическими) учениями, то св. Василий Великий писал в опровержение заблуждений и даже вызвал друга своего Григория Богослова, чтобы тот, как искусный в произношении речей и слов, обличал бы своими проповедями  нечестивые еретические учения.
И можно ли исчислить все заботы свв. отцев, пастырей и учителей Церкви о душах верующих? Святые так любили людей, что, например, пророк Моисей, когда Господь прогневался на израильтян в пустыне и хотел истребить их, так этот пророк умолял Господа, чтобы лучше изгладил его имя из книги жизни (т. е. исключить его из числа спасаемых, а народ нечестивый помиловал (Исх. 32 и 33).
Апостол Павел, видя безумное упор­ство иудеев, не веровавших во Христа говорит: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует ныне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль  и непрестанное   мучение  сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то-есть израильтян» (Рим. 9, 1-4). Так дороги были апостолу души людские, так не мог он видеть, как они гибнут.
То же писал он и христианам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождении (т.е. болею   страшно  душою  за вас), доколе не   изобразится в вас Христос! (Гал. 4, 19). т. е., пока вы яс станете жить по Христу так, что духовный образ Христа Спасителя отобразится в вашей душе.
Так, любят вас святые! Да и могут ли, они не любить людей? Если плотским родителям дороги дети их, то насколько духовным отцам дороже порожденные ими души! Вот почему свв. отцы и учители Церкви всегда молились о спасении душ своих пасомых, своих духовных детей. Если плотские родители носят в сердце своем печали и горести, муки и страдания детей своих. то святые отцы носили и носят в душе своей муки и скорби людские, ибо мы — духовые дети их. На земле обыкновенно деды и пра­деды любят своих внуков и правнуков, как свое потомство, как продолжение своего рода, — свв. отцы, хотя бы жили за тысячи лет до нас, любят нас, как свое духовное потомство.
Случается на земле, что когда провинится кто-либо, то родители и близкие, а больше всего родители ходят и молят за своих детей и просят оказать им снисхождение и помилование.  И бывало, что нередко цари, судьи или обвинители смягчались слезами и просьбами несчастной матери или отца. Так-то и Господь. Когда согрешит и провинится перед Ним душа человека, смягчается просьбами и мольбами святых Своих и суд над грешником пременяет на милость (Иак. 5, 13-18).
Мы  знаем  также, что царя земного окружают   преданные ему люди, заслужившие доверие государя, и занимают высокое    положение вельмож царских. Известно и то, что кто не может добиться чего-либо от самого царя, так как по своему невысокому положению, не мо­жет проникнуть в царский дворец, то просит вельмож и сановников цар­ских, чтобы замолвили свое слово перед царем. И бывает, что чего бы не до­бился сам проситель, то  получает по просьбе близких к царю людей.
Так и престол Небесного Царя окру­жают заслужившее эту милость у Бога своими   подвигами   и   добрыми   делами — святые Божии. Вот и просит их предстательства грешный человек, по беззаконным деяниям своим не смеющим прямо обратиться к Богу. Тогда-то святые, близкие к Царю Небесному, со дерзновением выступают перед Господом и умоляют, хотя и за грешного, но все же дорогого и любимого ими человека, и Го­сподь по предстательству их милует грешника.
Нужно ли указывать примеры этому? Думается, что редкий   из нас, обращав­шейся с усердной молитвою о чем-нибудь к какому-либо святому угоднику, не получал хоть   раз  в  жизни просимое. Впрочем, можно указать некоторые при­меры из Священного Писания. Так, Го­сподь обещал праведному Аврааму поми­ловать два нечестивых города — Содом и Гоморру,  если там найдется десять праведников (Быт. гл. 18). Святой пророк Моисей не раз умолял Господа за беззаконных израильтян.  По молитвам Апостолов и святых Божиих исцелялись больные и даже воскресали мертвые. Во­истину   велика   сила   молитвы    святых угодников! Вот почему мы часто долж­ны просить у Бога:   «Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».


Комментариев нет:

Отправить комментарий