суббота, 3 мая 2014 г.

Птичка. А.С. Пушкин

ПТИЧКА
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

понедельник, 28 апреля 2014 г.

Пасхальная поэзия



Вильгельм Кюхельбекер (1797—1846)
На Воскресение Христа

Душа моя, ликуй и пой,
Наследница небес:
Христос воскрес, Спаситель твой
Воистину воскрес!

суббота, 19 апреля 2014 г.

Судьба и грехи России

Как же ответим мы на вопрос: где лицо России?
    Оно  в золотых колосьях ее нив, в печальной глубине ее  лесов.
    Оно  в кроткой мудрости души народной.    Оно  в звуках Глинки и Римского-Корсакова, в поэмах  Пушкина, в эпопеях Толстого.
    В сияющей  новгородской иконе, в синих главах угличских церквей.
    В «Слове о Полку Игореве» и в «Житии протопопа Аввакума».
    Оно  в природной языческой мудрости славянской песни, сказки и обряда.
    В пышном  блеске Киева, в буйных подвигах дружинных  витязей, «боронивших Русь от поганых».
    В труде и поте великоросса, поднимавшего лесную целину и вынесшего на своих плечах «тягло государево».
    В воле Великого Новгорода и художественном подвиге  его.
    В одиноком, трудовом послушании и «умной» молитве  отшельника-пахаря, пролагавшего в глухой чаще пути для  христианской цивилизации.
    В дикой воле казачества, раздвинувшего межи для крестьянской сохи до Тихого океана.
    В гении Петра  и нечеловеческом труде его, со всей  семьей орлов восемнадцатого века, создавших из царства  Московского державу Российскую.
    В молчаливом и смиренном героизме русского солдата- мученика, убелившего своими костями Европу и Азию ради прихоти своих владык, но и ради целости и силы родной земли.
    Оно в бесчисленных мучениках, павших за свободу, от  Радищева и декабристов до безымянных святых могил 23  марта 1917 года.
    Оно везде вокруг нас, в настоящем и прошлом — скажем твердо: и в будущем.
    В годину величайших всенародных унижений мы созерцаем образ нетленной красоты и древней славы: лицо России.
    Пусть для других звучат насмешкой слова о ее славе.  Пусть озлобленные маловеры ругаются над Россией как  страной без будущего, без чести и самосознания. Мы знаем, мы помним. Она  была    Великая Россия. И она будет!


 Г.П. Федотов


четверг, 17 апреля 2014 г.

Будет ли существовать Россия?

Г. П. Федотов
Будет ли существовать Россия?

 Гео́ргий Петро́вич Федо́тов 
(1 (13) октября 1886СаратовРоссийская империя — 1 сентября 1951БэконСША
 русский историкфилософ, религиозный мыслитель ипублицист.

Вопрос этот, несомненно, покажется нелепым для большинства русских людей. Мы привыкли, вот уже одиннадцать лет, спрашивать себя об одном: скоро ли падут большевики? Что за падением большевиков начинается национальное возрождение России, в этом не было ни искры сомнения. В революции мы привыкли видеть кризис власти, но не кризис национального сознания.
Многие не видят опасности, не верят в нее. Я могу указать симптомы. Самый тревожный — мистически значительный — забвение имени России. Все знают, что прикрывающие ее четыре буквы «СССР» не содержат и намека на ее имя, что эта государственная формация мыслима в любой части света: в Азии, в Южной Америке. В Зарубежье, которое призвано хранить память о России, возникают течения, группы, которые стирают ее имя: не Россия, а «Союз народов Восточной Европы»; не Россия, а «Евразия». О чем говорят эти факты? О том, что Россия становится географическим пространством, бессодержательным, как бы пустым, которое может быть заполнено любой государственной формой. Одни — интернационалисты, которым ничего не говорят русские национальные традиции; другие — вчерашние патриоты, которые отрекаются от самого существенного завета этой традиции — от противостояния исламу, от противления Чингисхану, — чтобы создать совершенно новую, вымышленную страну своих грез. В обоих случаях Россия мыслится национальной пустыней, многообещающей областью для основания государственных утопий.

суббота, 12 апреля 2014 г.

"Россия в обвале" Александр Солженицын

 «Россия в обвале». В ней есть глава «Славянская трагедия», которая писалась будто вчера. Слишком обостренными и удивительно точными кажутся все мысли и пророчества Александра Исаевича в свете того, что сегодня творится на Украине. Впрочем, читайте сами — вот отрывки из этой главы:


О Крыме
В самостоятельном развитии — дай Бог Украине всяческого успеха. Отяжелительная ошибка ее — именно в этом непомерном расширении на земли, которые никогда до Ленина Украиной не были: две Донецкие области, вся южная полоса Новороссии (Мелитополь-Херсон-Одесса) и Крым.
(Принятие хрущевского подарка — по меньшей мере, недобросовестно, присвоение Севастополя вопреки, не говорю, русским жертвам, но и советским юридическим документам, — государственное воровство)…

пятница, 4 апреля 2014 г.

Слово

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.


                                        1921
      Николай Гумилев  

четверг, 27 марта 2014 г.

Письмо протоиерея Георгия Горева матери из лагеря

  
24 октября 1930 г.                                                                                                        Письмо № 27


Милая Мамочка!

Пишу Вам только что получив и посылку Вашу и письма, сразу целую кучу! Не знаю почему же так долго шли письма, одно, например, от 3-го сентября, а получил все под знаменательное 11-е число, т.е. под 24-е октября, а одно – и в самый день вечером. Эти дни я работал здесь, в отделении. Работал до глубокой ночи, часов до двух. Тихо было… горели лампы, шелестела бумага, трещала печка. Я был один. Все мысли там… Да, часы шли, а никого не было, никто не скрипнул дверью, никто не сказал, заставив меня вздрогнуть – «Юрочка, когда же ты ляжешь?» Никто, подкравшись, не набрасывал шали на плечи, никто не открыл, когда я вернулся, – постели. И утром никто не подсовывал потихоньку, из под руки, тарелки или стакана…

Полюби эту вечность болот...

* * *   

Полюби эту вечность болот:
Никогда не иссякнет их мощь.
Этот злак, что сгорел, - не умрет.
Этот куст - без истления - тощ.

Эти ржавые кочки и пни
Знают твой отдыхающий плен.
Неизменно предвечны они, -
Ты пред Вечностью полон измен.

Одинокая участь светла.
Безначальная доля свята.
Это Вечность Сама снизошла
И навеки замкнула уста.

Александр Блок

пятница, 21 марта 2014 г.

Святые отцы – наши молитвенники пред Богом

  
Молитвами святых отец
на­ших, Господи Иисусе Христе
                                                            Боже наш, помилуй нас.

Обыкновенно мы отцами называем тех, кто рождает детей. Для каждого человека отцом его будет тот, кто породил его, произвел его на свет Божий, дал ему плотскую жизнь. От роди­телей вообще, а от отца в особенности, требуется, чтобы он детей своих растил, поил и кормил, заботился о них. И сама природа так устроила сердце роди­телей, что они безмерно любят своих детей, жалеют их, радуются их радостями, скорбят и огорчаются, когда видят, что детям их тяжело на свете живется.
Но в человеке не только одно его  телесное   существо,   у   него   есть и душа, мыслящая, желающая, направляющая  человека к добру или злу. Она  все  оживляет  в  нашем теле, так что, когда приходит смерть и душа разлучается от тела, то хотя тело человека и остается еще на земле среди людей, но уже не живое, а мертвое, холодный, бездушный, разлагающийся труп.

среда, 19 марта 2014 г.

Песни и пляски смерти

Тогда, озарена луною,
На боевом своем коне,
Коней сверкая белизною, 
Явилась смерть! и в тишине,
Внимая вопли и молитвы,
Довольства гордого полна,
Как полководец, оглянулась,
Остановилась... улыбнулась,
И над равниной боевой
Пронесся голос роковой:
"Кончена битва - я всех победила!
Все предо мной вы склонились, бойцы,
Жизнь вас поссорила - я помирила. 

Дружно вставайте на смотр, мертвецы..."

А. А. Голенищев-Кутузов

Человек

Свершается Церковь, когда
Друг другу в глаза мы глядим
И светится внутренний день
Из наших немеющих глаз:
Семью ли лучами звезда. 
Очами ль сверкнул Серафим,
Но тает срединная цень,
И в сердце сияет алмаз. 
Начертано Имя на нем:
Друг в друге читаем сей знак;
Взаимное шепчем Аминь,
И Третий об'емлет двоих. 
Смутясь, отступаем во мрак...
Как дух многозвезден и синь!

Как мир полнозвучен и тих!

Вячеслав Иванов

понедельник, 17 марта 2014 г.

Письмо схиигумена Иоанна (Алексеева)

Письмо 91

28.8.1954 г.

Ты так безумно думаешь. Пишешь, что нет Бога, человек умер и все этим кончится, загробной жизни нет, это выдумка человеческая.
Во время оно пророк Давид сказал: «Рече безумец в сердце своем — нет Бога», вот и ты к этому безумию присоединилась. Ты так легкомысленно думаешь, а я глубо­ко верю и утверждаю, что есть Бог, есть будущая жизнь, есть вечное мучение для грешников, есть и вечное блажен­ство для праведников. Как же не верить в Бога, когда, куда не посмотрю, везде вижу и созерцаю Божию премудрость: благость. Как все сотворено премудро и как сгармонирован весь земной шар! Святая Церковь поет: «Яко возвеличашася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотво­рил еси». Чудные дела Твои, Господи, куда ни посмотрю, везде вижу творческую Твою руку. Смотрю на солнце и вижу, точно золотая тарелочка освещает и согревает весь земной шар. А в лесу сколько зверей и у каждого зверя свои особенные свойства. Вот такая большая лошадь повинуется человеку, Господь сотворил ее в помощь че­ловеку. А коровушка ест сено и желудок вырабатывает пи­тательное молоко для человека. А кроткая овечка, сколь­ко она делает человеку добра, выходит теплая шуба, чулки и многое другое. Смотрю в птичье царство, просто чудно, как они украшены и сколько разных пород. А в земле сколько разных червяков и букашек, есть и такие червя­ки, ночью светятся — точно огонек. Смотрю на муравья, удивляюсь его трудам — обличает он меня, ленивого. А пчелка мудрая из разных цветов собирает такой сладкий мед для человека. А в воду посмотришь, там свое особенное рыбное царство, сколько ведь там разных пород, все живут и движутся по Божиему назначению.

Путем зерна

Проходит сеятель по ровным бороздам. 
Отец его и дед по тем же шли путям. 

Сверкает золотом в его руке зерно,
Но в землю черную оно упасть должно. 

И там, где червь слепой прокладывает ход,
Оно в заветный срок умрет и прорастет. 

Так и душа моя идет путем зерна:
Сойдя во мрак, умрет - и оживет она. 

И ты, моя страна, и ты, ее народ,
Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, -

Затем, что мудрость нам единая дана:
Всему живущему идти путем зерна. 

Владислав Ходасевич 

пятница, 14 марта 2014 г.

Чему учит природа летом. (протоиерей Сергий Голощапов)




Природа, по мысли святых отцов, есть великая учительница Богопознания и благочестия.  Из нее, как из книги, доступной каждому, мы можем почерпнуть много   поучительного  для себя. Недаром же святые люди любили природу, любили всматриваться и вдумываться в нее н получили здесь глубокие уроки духовного ведения. Пойдемте и мы по стопам их, посмотрим   на  окружающей  нас мир Божий и подумаем, чему он нас научить может.

пятница, 28 февраля 2014 г.

Святые дни в Белгороде (Впечатления очевидца при открытии мощей святителя Иоасафа).


Давно я слышал, что в Белгороде нетленно почивает святитель Иоасаф. Года три тому назад нача­лись о нем оживленные беседы. Я был в то время еще студентом Академии. И вот среди пастырско-просветительного кружка в Академии начали говорить о Белгородском Святителе. Приезжал отдаленный родственник святителя Иоасафа (по женской линии), князь Жевахов и привез свои книги: „Собрание материалов для биографии святителя Иоасафа". Роскошно изданные книги с прекра­сными портретами Святителя привлекли внимание некоторых из моих товарищей, возбудив живой интерес к святому Иоасафу.

пятница, 21 февраля 2014 г.

К вопросу о трансформации темпоральности русской культуры в период 1917 – 1940 гг.


Трансформация темпоральности русской культуры в первые послереволюционные десятилетия – проблема, требующая многостороннего подхода и глубокого научного изучения. Важность заявленной проблемы связана сразу с несколькими актуальными для сегодняшней науки задачами. Во-первых, судьба русской культуры в ХХ веке есть вопрос не только не до конца проясненный, но даже и не раскрытый во всей полноте исследовательских задач. Отсутствие серьезного культурологического анализа процессов, происходящих в русской культуре в тот период, ощутимо как в сфере академической науки, так и в вузовском преподавании Истории русской культуры ХХ века.

воскресенье, 16 февраля 2014 г.

Медицинская рубрика: Здоровье и кишечник.

Курнаков А.И. - Ответственные за жизнь (1980)

Ежегодно в России выявляется примерно 68000 человек, впервые заболевших раком прямой и ободочной кишки. Примерно 63% из них, почти 34 000 человек, имеют запущенные стадии  заболевания, при которых добиться излечения крайне трудно и очень дорого.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Василий Шебуев "Симеон Богоприимец" (1847)

вторник, 11 февраля 2014 г.

Зачем мы празднуем масленицу?

Кустодиев Б., Масленица. 1916
           Кажется, еще вчера радовались мы Святкам, а на пороге уже Великий Пост и перед ним, как повелось, масленица. Что знает о масленице современный человек? То, что на этой неделе принято есть блины, ходить в гости, кататься с гор, а еще – сжигать чучело. Помнится, когда начали понемногу восстанавливаться смыслы и приметы истинно русской жизни, масленица вспомнилась охотно и быстро. Массовикам-затейникам советского образца было как будто с руки проводить это «культурное мероприятие». Пришлось как-то в в 90-е годы наблюдать невеселую картинку: в промозглых февральских сумерках во дворе детского садика сжигали чучело Масленицы. Ветер резкими порывами срывал с пылающей фигуры платок, раскидывал горящие лохмотья, вокруг бегала ярко нарумяненная тетка в сатиновом сарафане поверх китайского пуховика и громко призывала становиться в хоровод. Детсадовцы младшей группы, невольные свидетели возрождения древнего языческого ритуала, испуганно жались к стенке, маленькая девчушка громко всхлипывала, а растерянная воспитательница металась, стараясь на лету потушить горящие тряпки.

суббота, 8 февраля 2014 г.

Акафист. Александр Исаевич Солженицын.


Да когда ж я так до́пуста, до́чиста
Всё развеял из зёрен благи́х?
Ведь провёл же и я отро́чество
В светлом пении храмов Твоих!

Рассверкалась премудрость книжная,
Мой надменный пронзая мозг,
Тайны мира явились — пости́жными,
Жребий жизни — податлив как воск.

Кровь бурлила — и каждый вы́полоск
Иноцветно сверкал впереди, —
И, без грохота, тихо, рассыпалось
Зданье веры в моей груди.

Но пройдя между бы́ти и не́быти,
Упада́в и держась на краю,
Я смотрю в благодарственном трепете
На прожи́тую жизнь мою.

Не рассудком моим, не желанием
Освещён её каждый излом —
Смысла Высшего ровным сиянием,
Объяснившимся мне лишь потом.

И теперь, возвращённою мерою
Надчерпну́вши воды живой, —
Бог Вселенной! Я снова верую!
И с отре́кшимся был Ты со мной…

<1952>

воскресенье, 2 февраля 2014 г.

***

А я все равно останусь – в белом!
Назло смеющимся в лицо ветрам,
Открытым сердцем, улыбкой смелой
Я встречу «завтра» и все, что там.

Памяти Екатерины Максимовой.


1 февраля замечательной, хрупкой, яркой, хрустальной, воздушной и бесконечно великой балерине, Екатерине Максимовой, исполнилось бы 75 лет...Не хочется и не стоит говорить много высокопарных слов...просто...просто пересмотрите, а может и впервые откройте для себя замечательный балет "Анюта" поставленный по пьесе Антона Павловича Чехова "Анна на шее"...

суббота, 1 февраля 2014 г.

БЕССМЕРТИЕ ДУШИ (Философский диалог, протоирей Сергий Голощапов)

Текст для удобства доступен также в форматах:
ePub (устройства на iOs) и PDF


Был чудный летний вечер. На террасе барского до­ма собралась небольшая компания. На диване, за круглым столом, сидел сам хозяин, помещик, Алексей Филиппович Моисеев, старик лет 60-ти. Это был человек среднего роста, довольно бодрый и плотный, с густыми седыми волосами на голове и небольшой боро­дой, высоким лбом и нахмуренными седыми бровями. Глаза у него были серые, небольшие. В его лице было, что-то непривлекательное, даже отталкивающее. Но когда он начинал говорить о чем-нибудь с увлечением, тогда в его глазах загорался огонек; на лице появля­лась улыбка, и оно становилось очень симпатичным. Учился Моисеев в университете, потом служил на государственной службе, но был уволен за либерализм и вот уже давно поселился он в N-ской губернии в имении, унаследованном им от отца. Старик ужасно любил поговорить, поспорить, любил найти собеседника с противоположными взглядами и убеждениями. Но чем далее шло время, тем менее это ему удавалось. Жили они с женою как-то замкнуто; гостей у них почти не бывало; да и их к себе не охотно приглашали, так как старик Моисеев надоедал всем с учеными разговорами.

пятница, 31 января 2014 г.

Сирота (рассказ протоиерея Георгия Горева)

24 ноября 1928 г.

О, какая холодная стужа, какой адский мороз пронизывает до костей человека, заставляя его зябко кутаться в свою верхнюю одежду. И здесь стоит она, эта десятилетняя девочка в своей зеленой плюшевой шубке и большом зеленом капоре, она, правда небольшого роста, и даже некрасивая, но большие русалочьи глаза которой выражают целую бездну мыслей и чувств, делаясь в зависимости от ее внутренних переживаний то темно-зелеными, как бурное море, то светлыми и ясными, как бирюза. 

понедельник, 27 января 2014 г.

Романовы: империя верных

Вера Краснова «Эксперт» №3 (882)
Павел Кузенков: «Россия существует уже тысячу лет благодаря тому, что здесь заложена парадигма христианского служения: один за всех и все за одного»

Успех недавней выставки «Православная Русь. Романовы», посвященной 400-летию царской династии, связан с ее идеей самодостаточности России как цивилизации, считает научный руководитель экспозиции доцент МГУ им. М. В. Ломоносова Павел Кузенков


воскресенье, 26 января 2014 г.

На твердой почве


JEAN LEON HUENS


Россия выйдет из кризиса европейской цивилизации в наилучшей форме. Основанием для этого являются ее византийские корни.

Клянусь честью, что ни за что на свете

я не хотел бы переменить отечество
или иметь другую историю, 
кроме истории наших предков, 
такой, какой нам Бог ее дал.
А. С. Пушкин

суббота, 25 января 2014 г.

"И врата адовы не одолеют ее"

Михаил Рогожников - «Эксперт» №1-2 (881) 



ФОТО: АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВ
«И врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18)

Пожалуй, этими евангельскими словами полнее всего характеризуется история Русской Церкви в XX веке
 «К началу ХХ века Россия обладала тремя национальными институтами: монархией, Православной Церковью и армией», — начинает свои «Очерки по истории России. ХХ век» Борис Алексеевич Филиппов. И добавляет, что ослабление взаимосвязи между ними способствовало разрушению империи.
Это разрушение было трагичным, но еще трагичнее оказалась судьба Церкви. Расстрелы ее служителей начались почти сразу после революции, носили массовый характер в 1930-е годы, и даже в 1941 году было казнено 1900, а в 1943-м — 500 человек из духовенства. С сентября 1943 года, как известно, курс на уничтожение Церкви отменяется. Но и при этом в 1944–1946 годах она теряет расстрелянными по 100 человек ежегодно.

пятница, 24 января 2014 г.

Путник

Путник, уставший в житейской дороге,
Там отдохни ты душой,
Там позабудь ты на лоне природы
Горе с безумной враждой.
         Там позабудь ты о мире холодном,
         Странник, что горькой судьбой
         Вдаль ты заброшен тоскливым, безмолвным
         Ветром в пустыне глухой.
Там позабудь ты о том, что страдаешь,
Дивной природы краса
К жизни на миг пусть тебя пробуждает
К свету воскреснет душа.
         О, почерпни ты иссякшие силы,
         Твердой, могучей рукой
         Ринешься в бой до холодной могилы
         С жизни напастью людской.
Путник, уставший в житейской дороге,
Здесь отдохни ты душой,
Здесь на природе священном пороге
Вкусишь свет жизни иной.

***

В мире все течет и изменяется
Суетою жизнь бурлит вокруг
С каждым годом время завихряется
Возвращая каждого в привычный круг.


Утекая, как вода сквозь пальцы,
Время вышивает нам узор.
Где-то музыка, веселье, вальсы…
Рядом смерть выходит в свой дозор.


Забывая в суете о вечном,
В повседневном ритме разных дел
Расточаем жизнь свою беспечно
Души истирая в мелкий мел!

 


Душа

Ах, зачем эти слезы бесплодные
Жгли тоской наболевшую грудь,
Отчего эти думы упорные
Не давали душой отдохнуть?
         Если б мог в те мгновенья бессветные
         Тихий ангел с небес пролететь
         Думы, раны души беззаветные 
         Тихой лаской надолго согреть.
О, тогда-б неизведанным пылом
Встрепенулась душа, ожила,
Вновь воскреснув, поднявшись над миром,
Бодро-б к жизни с молитвой пошла.