Михаил Рогожников - «Эксперт» №1-2 (881)
ФОТО: АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВ
«И врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18)
|
Пожалуй,
этими евангельскими словами полнее всего характеризуется история Русской Церкви
в XX веке
«К началу ХХ века Россия обладала тремя
национальными институтами: монархией, Православной Церковью и армией», —
начинает свои «Очерки по истории России. ХХ век» Борис Алексеевич Филиппов.
И добавляет, что ослабление взаимосвязи между ними способствовало разрушению
империи.
Это разрушение было
трагичным, но еще трагичнее оказалась судьба Церкви. Расстрелы ее служителей
начались почти сразу после революции, носили массовый характер в 1930-е годы, и
даже в 1941 году было казнено 1900, а в 1943-м — 500 человек из духовенства. С
сентября 1943 года, как известно, курс на уничтожение Церкви отменяется. Но и
при этом в 1944–1946 годах она теряет расстрелянными по 100 человек ежегодно.
РЕКЛАМА
«Очерки» представляют
собой в основном рассказ об истории Православной церкви, но с упоминанием и
других вероисповеданий, об отношениях Церкви и государства с дореволюционного
периода до начала 1990-х и отчасти об отношениях общества и государства,
завершаясь анализом горбачевской перестройки. Материал на церковную тему с такой
полнотой и систематичностью представлен впервые. Книга выдержала уже два
издания. По статусу и характеру «Очерки» — это учебное пособие. Приводятся
большие и очень ценные первоисточники: например, речь. П. А. Столыпина в Думе
по вопросу вероисповедного законодательства, воззвания и проповеди церковных
иерархов, показывающие их реакцию на Февральскую революцию, которую Церковь
безоговорочно приняла; документы исторического Поместного собора Православной
Российской Церкви 1917–1918 годов, на котором после двухсот лет синодального
периода было восстановлено патриаршество; резко антицерковные документы
большевиков, а затем — записки сталинского «обер-прокурора» Карпова (которому,
впрочем, было указано обер-прокурором не быть), генерала НКВД, бывшего гонителя
Церкви, ставшего затем ее в определенной степени защитником.
В этой книге мы не
найдем великих строек коммунизма, хотя найдем, конечно, победу в войне, где
Церковь изначально заняла позицию в защиту своего народа и своей земли — сразу,
в те дни, когда и Сталин еще не подавал голоса (его первое выступление по радио
после 22 июня состоялось 3 июля 1941 года). Но главное, что мы здесь найдем, —
это во всем его скромном величии русский характер, который в своей основе в
минувший век не согнулся ни в ту — рабскую, продеспотическую, ни в другую —
отчаянно-всеотрицающую сторону, оставаясь собой в своем достоинстве.
Сопротивление
Основным в этом отношении является стоящий несколько
особняком «Очерк четвертый», написанный на важную для автора тему сопротивления
общества сталинскому режиму. Его мысль в том, что, несмотря на «беспрецедентный
по жестокости» и поражающий масштабами террор, состоявший в «планомерном
уничтожении неорганизованных миллионов граждан», общество и личность не были
подавлены окончательно: «моральное сопротивление было самой масштабной формой
неприятия советской власти». А также: «Христианство изначально ограничивает
лояльность по отношению к любой власти требованием “почитать Бога больше, чем людей” (ап.
Петр)». И верные этому принципу сотни тысяч верующих в условиях террора
защищали свои церкви, прятали священнослужителей, создавали подпольные общины,
сопровождали своих духовных отцов в ссылки, налаживали с ними связь, находили
средства поддерживать их. Верующие мужественно вели себя в тюрьмах и лагерях. В
свою очередь, такое поведение вызывало новые волны адресного террора, в
1937–1938 годах в лагерях были расстреляны многие священники и епископы,
которые до того долгие годы провели в тюрьмах и ссылках.
В этой же главе
обсуждается общий вопрос о характере отношения внутренне свободного человека к
деспотически устроенной власти. И вот что говорит автор: «Анализируя примеры
морального сопротивления, мы сталкиваемся с проблемой сознательного разделения
и противопоставления режима — стране (родине)». «Умирать, так умирать с тобой,
и с тобой, как Лазарь, встать из гроба», — цитируют «Очерки» стихотворный ответ
Максимилиана Волошина на предложение эмигрировать. Здесь же и совет о. Павла
Флоренского, великого богослова и ученого, своим духовным детям: «Кто чувствует
силы, кто выдержит, пусть остается, а кто в этом не уверен, может уезжать». А
выдержать было очень и очень нелегко.
Сопротивление, как
отмечает автор, было и внутри самой коммунистической партии, причем как среди
«старых большевиков», так и «в молодежной, близкой к властям среде». Что
касается известной истории с репрессированными маршалами, то, по словам Б. А.
Филиппова, «до сих пор нет ответа на вопрос, существовало ли реальное
сопротивление Сталину в руководстве Красной Армии (и в частности, имело ли под
собой основание “дело Тухачевского”?)».
«Все годы советской
власти до начала Отечественной войны не прекращалось сопротивление сталинскому
режиму», — проговаривает автор важную для себя мысль, оппонируя иным, более
распространенным оценкам этого периода как времени покорности, закрепившимся
после XX съезда и дожившим до сегодняшнего дня. Из других источников, кстати,
мы видим, что даже успешное участие в развитии советской промышленности и науки
не отменяло у людей вопросов и о характере власти, и о собственной как можно
более достойной линии поведения. Вообще, возможность личной моральной оценки
чего бы то ни было, в том числе правительства, была именно той способностью
личности, с которой так боролась советская власть, у которой, особенно
поначалу, была доктрина радикальной трансформации личности человека («массовой
переделки людей», по Н. Бухарину).
Разрушение общественных связей
В этом контексте
«Очерки» предпринимают небольшой, но привлекающий внимание обзор связи между
отношением к Церкви большевиков и «антиклерикальной традицией европейской
буржуазии», включавшей в себя использование насилия. «Главными идеями,
воспринятыми большевиками на Западе, были построение “нового общества” и
создание “нового человека”», — пишет автор, указывая на роль Французской
революции в формировании большевистского мировоззрения. При этом
коммунистическая личность, о чем мы теперь знаем из истории попыток
«переделки», виделась идеологам коммунизма как якобы социальная, коллективная,
но в действительности — как лишенная подлинно социальных (групповых) связей,
подчинившая их силе вышестоящего авторитета. «Именно на разрушение общественных
связей и был направлен террор. И именно крепкие социальные связи помогали людям
оказывать Сопротивление», — заключает автор.
Конечно же, нигде
такие связи не были так крепки, будучи и институциализированы, и освящены
канонически, как в Церкви, где есть обязанности друг перед другом епископа,
священника и паствы. Вот одно из объяснений упорства, с которым
коммунистическая партия боролась с Церковью наряду с принципиальным
расхождением в вопросах мировоззрения
(Б. А. Филиппов показывает, что доктринальный идеологический фактор имел
определяющее значение в политике по отношению к Церкви вплоть до конца 1980-х).Патриарх Тихон оказался сильнее всех своих могучих гонителей |
При обсуждении темы
Церкви в России после революции неизбежно внимание к теме отношения к советской
власти св. Тихона (Беллавина) и местоблюстителя патриаршего престола
митрополита Сергия (Страгородского). Б. А. Филиппов подробно описывает действия
патриарха Московского и всея России (именно так формулировался титул) Тихона в
тот относительно недолгий, но определяющий период, когда ему пришлось стоять во
главе Православной Российской Церкви. Избранный на ее Поместном соборе 18
ноября 1917 года, патриарх Тихон 19 января 1918 года в знаменитом послании
«анафематствовал “творящих беззаконие и гонителей Церкви и веры Православной”».
При этом он же «категорически отказался послать даже тайное благословение белым
армиям, поскольку Церковь не может благословлять братоубийственную войну. Но он
направил благословение находящимся под арестом бывшему государю и его семье. Не
побоялся патриарх Тихон публично осудить расстрел царской семьи: “Совершилось
ужасное дело… Наша христианская совесть, руководствуясь словом Божьим, не может
согласиться с этим… Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть нас
расстреливают”».
Все дальнейшие
события, их разнообразные оценки и трактовки можно было бы подытожить
приводимой в «Очерках» цитатой из доклада секретаря Антирелигиозной комиссии
Тучкова, прочитанного после кончины Патриарха: «В настоящее время тихоновская
церковь, в значительной степени улаживавшая последствия столкновения с
государством в 22 г., приобрела вновь вид идеологического и организационного
целого. Иерархический аппарат значительно возстановлен… В настоящее время
тихоновщина наиболее сильная и многочисленная из оставшихся в СССР
антисоветских группировок». Как отмечает Б. А. Филиппов, «это было признание
неудачи» попыток расколоть и уничтожить Церковь, а именно такую задачу ставили
власти.
Сергий и Сталин
Деятельность
митрополита Сергия, чья «Декларация» о лояльности Церкви советской власти
вызывала и будет вызывать острые споры, автор характеризует следующим образом:
«Являясь формально всего лишь “местоблюстителем местоблюстителя”, Сергий
попытался решить две неотложные задачи: достичь легализации Церкви и избранием
Патриарха сохранить ее от дальнейшего распада… Сегодня из рассекреченных
документов известно, что каждое свое публичное выступление (декларация,
интервью) митрополит Сергий сопровождал направляемым в адрес представителей власти
<…> перечнем проблем, разрешение которых было необходимо для нормального
функционирования Церкви. Эти “обращения во власть” частично опубликованы. Они
свидетельствуют о том, что митрополит Сергий выступал в них не как послушный
исполнитель поручений ОГПУ, а как церковный руководитель, который пытается
заключить с властью приемлемый для обеих сторон компромисс. Сегодня мы знаем о
той дорогой цене, которую заплатил митрополит за попытки договориться с
властью».
Да, это известно.
Последовало десятилетие с лишним страшных, чудовищных гонений. «Согласно
подсчетам игумена Дамаскина (Орловского), — сообщают “Очерки”, — к началу войны
из 25 тыс. церквей (1935) в СССР осталось 1277 действующих». При этом за
двадцать лет до того, по приводимым в книге данным, Православная Российская
Церковь включала около 70 тыс. церквей и часовен. Численность духовенства не
превышала в канун войны 5% от уровня конца 1920-х годов, и без того изрядно
уменьшившегося по отношению к 1917 году. В антицерковной политике были, тем не
менее, колебания, которые «Очерки» фиксируют и объясняют. И все же размах
гонений заставлял вспомнить совсем уж древние времена: «Как пишет Д. В.
Поспеловский, “сам Сергий-старший (младшим был митрополит Литовский)
предполагал, что Церковь русская доживает последние дни и исчезнет, как
карфагенская. По-видимому, к тому времени он разуверился в том пути
компромиссов с воинствующим безбожием, на который он встал в 1927 году”».
Но 22 июня 1941 года
митрополит Сергий собственноручно печатает на машинке «Послание к пастырям и
пасомым Христовой Православной Церкви». Кажется, что в этом документе невольно
отразились переживания и думы иерарха не только по поводу факта нападения
фашистской Германии на СССР, но написано оно именно об этом и призывает к
борьбе с врагом: «Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому
что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед
родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы
— православные, родные им и по плоти, и по вере».
«С началом войны
Сталин столкнулся с необходимостью изменения негативного имиджа советской
власти у населения стран — потенциальных союзников по антигитлеровской
коалиции, прежде всего США. Самым поразительным для советского руководства
оказался тот факт, что для изменения имиджа от него требовалось изменить
антицерковную и антирелигиозную политику», — пишет автор. На изменение политики
в отношении Церкви подействовало также то, что, как указывал М. И. Калинин, «не
следует возбуждать недовольство верующих теперь, когда требуется единство всего
народа для победы над фашизмом», и то, что немцы позволяли открывать храмы на
оккупированной ими территории.
Каково же было
положение там верующих? Комментируя эту ситуацию, Б. А. Филиппов пишет:
«Соглашаясь с открытием православных церквей, руководители вермахта и гестапо
одновременно подчеркивали нежелательность “восстановления сильных местных
церковных организаций” и восстановления церковной иерархии». Подчеркивалась
«желательность для оккупационных властей распространения различных религиозных
сект». В то же время, отмечает автор, «особая предосторожность рекомендовалась
в отношении Русской Православной Церкви как носительницы враждебной Германии
русской национальной идеи».
«Документы говорят об
активном сотрудничестве части священнослужителей с партизанами, о помощи,
которую они оказывали вышедшим из плена и окружения и бежавшим из плена
советским военнослужащим... За чтение в храмах на оккупированных территориях
послания митрополита Сергия, за помощь партизанам и бежавшим из немецкого плена
советским солдатам были расстреляны многие священники», — сообщают «Очерки».
Подробно освещается
известная встреча ночью 4 сентября 1943 года Сталина и Молотова с тремя
остававшимися на тот момент на свободе митрополитами во главе с
местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), полностью приводится
официальная «Записка полковника госбезопасности Г. Г. Карпова о приеме И. В.
Сталиным иерархов Русской православной церкви (РПЦ)». Начинается она по-своему
замечательно: «Звонил в Патриархию начальник 4 отдела III управления НКВД по
борьбе с церковно-сектантской контрреволюцией полковник Г. Г. Карпов после
беседы со Сталиным и по его приказу». До 1960 года он будет затем оставаться
председателем Комитета по делам Русской Православной Церкви при правительстве.
А на встрече было принято несколько решений. После нее впервые появился титул
патриарха Московского и всея Руси (а не России, как прежде), начали
возвращаться из лагерей и ссылок священники и епископы, у Церкви появились
журнал и поначалу одно, а вскоре — два учебных заведения; власти стали
возвращать ей храмы и даже монастыри. Именно возрождение духовного образования
сделало, по мнению Б. А. Филиппова, необратимым и процесс воссоздания Церкви.
«Очерки» характеризуют
церковную политику после 1943 года как неровную, отмечая практически открытое
сопротивление партийного и советского аппарата на местах новой сталинской
политике по отношению к Церкви. Это выражалось в закрытии уже открытых храмов,
препятствиях в создании новых приходов. Сам Сталин порядком охладел к РПЦ после
того, как ему не удалось сделать Москву «православным Ватиканом», для чего
хотели было собрать в Москве после войны на Собор глав всех поместных
православных церквей. Тем не менее открытых массовых гонений он не возобновлял.
Относительно спокойно, насколько это было возможно в то время, чувствовала себя
Русская Православная Церковь и несколько лет после его смерти.
Где опорный институт
Автор уделяет не очень
много внимания нелепым попыткам Н. С. Хрущева «показать по телевизору
последнего попа» и связанным с ними преследованиям духовенства, приводя тем не
менее подробную статистику закрытия храмов, которое продолжалось и после того,
как в 1964 году явные гонения были прекращены. Он отмечает начавшееся в конце
1960-х религиозное возрождение в самом обществе и пишет: «Уже в начале 1970-х
годов в Русскую Православную Церковь пришли обладающие светским высшим
образованием новые священники, вокруг которых стали воссоздаваться православные
общины». К началу 1980-х на 5000 священников таких было не более 250, но именно
они «во многом определили духовный настрой православного общества к концу
1980-х».
Книга завершается
интересным разбором политики Горбачева с точки зрения примеров удавшихся реформ
в недемократическом обществе. Хотя финальный очерк выглядит не вполне связанным
с основным материалом книги, он связан с ним методологически. Это анализ с
непременной опорой на документ, помещенный в исторический контекст, с
ненавязчивой, но считывающейся позицией автора и изложенный ясным языком.
Пожалуй, перед нами пример книги, опровергающий мнение, будто все факты уже
известны и их остается только интерпретировать. Нам предстоит узнавать и
узнавать собственную историю.
А еще одна связка
заключена в том, что к концу века страна, существовавшая в тот момент в
границах прежней империи, вновь теряла опорный институт, на сей раз КПСС, и
автор мимо этого обстоятельства не проходит. Итак, в начале века опорных
институтов было три, ближе к концу — один, в самом конце… Этот период уже за
пределами «Очерков» как книги исторической. Историк свое дело сделал, прочтем
же его внимательно.
Филиппов Борис. Очерки по истории России. ХХ век. —
2-е изд., испр. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. — 720 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий