В.М.Шмелева
«Дивны дела Твоя, Господи»
«Да святится Имя Твое, во всех делах Твоих».
Ванечка родился 27 октября 1978 года в г. Москве.
Все 12 лет его жизни страх за сыночка не оставлял меня.
Когда он был совсем маленьким, муж брал его на руки, долго носил, а я боялась.
Отрешенный от окружающего мира, он часто подняв глаза, смотрел вверх. И на наши
частые вопросы, что он там видит, отвечал: «Маму». Его взгляд был отмечен
скорбью, бровки поднимались домиком. В то время, как я удалялась от него, возникала
настоящая опасность для жизни мальчика. То начинает тонуть в пруду, куда его
сталкивает товарищ, и папа спасает в последний момент. А я в это время, будучи
дома в Москве, исходила слезами и смертной тоской. То в другой раз – в мое отсутствие на несколько часов –
тяжелую крышку от колодца мальчик уронил Ванечке на ногу так, что она вся
посинела.
Мальчик рос очень любознательным и доброжелательным.
«Взрослый» ум моего сына проявлялся во всем: в умении организовывать детей,
когда он мог интересно и увлекательно им что-то рассказывать, в умении продумывать
игры, с юмором о чем-то говорить. Он глубоко интересовался природой всех вещей.
Господь наградил его многими талантами. Он хорошо пел,
исполнял главную роль в постановке школы музыкально-театрального искусства. А в
музыкальной школе, по классу скрипки, учился отлично. Самостоятельно, на слух,
в это же время освоил игру на флейте. А, по словам педагога, подавал большие
надежды. Рисовал и лепил, не уступая в свои 10-12 лет отцу скульптору, иногда в
чем-то превосходил его. В рисунке хорошо чувствовал композицию.
Дома мой сын постоянно «звучал»: пел, играл на скрипке,
лепил очень много – фантанировал в творчестве. Отличительной чертой характера
Ванечки было умение долго беседовать со старушками на лавочке во время прогулки
и наряду с этим в песочнице играть со всем маленькими детьми. Если приходили к
нам домой, всех сажал, "обуючивал"
своими рассказами. Всем было очень хорошо с ним. Даже грубая дворничиха, когда
он выходил гулять с папой, умиленно вопила басом: «Это ктой-то к нам пришел?! Это
Ванечка пришел! Иван-Царевич».
Он очень любил животных. И, по возможности, всех хотел
поселить дома в коридоре на подушке. Как не придешь – то кошка, то собака, то хомяк.
А один раз спросил: «Мама, а есть бездомные машинки?», – в окно показал на
машину без колес, и ее тоже хотел «усыновить».
Любвеобильный и мягкий характер Ванечки, однако, не мешал
заступаться за слабых, особенно за девочек. За что нередко попадало самому.
Мальчик никогда не жаловался на обидчиков, только придя из школы мог сказать:
«Я хожу в школу не учиться, а защищаться». Часто лепил из пластилина богатырей
и рыцарей, которые разили врагов, а на мой вопрос, почему он так яростно их
бьет, отвечал: «Это не люди – это «черные». Во многих ситуациях проявлялся его
воинский дух защитника. Когда мой ребенок не побоялся даже противостоять
взрослому распущенному уроду, который издевался и пытался применить к нему
физическую силу – дал ему достойный отпор.
Однажды Ванечке в школе ударом повредили почки, что привело
к болезни. На беду, к тому же, ему сделали еще и прививку (без ведома и согласия
на то родителей), как и всем одноклассникам, и вскоре я услышала тот врачей
диагноз – гламерулонифрит – тяжелое заболевание почек. Намного позднее я
узнала, что и в других школах после проведения прививок были случаи заболевания
детей такой болезнью.
Ванечка болел ровно год, а врачи ничем не могли ему помочь.
Ему было всего-то 12 лет от роду, а Господь уже взял его к себе.
После события 1990 года, когда Господь взял у нас сына, 19
ноября в день преподобного Варлаама Хутынского, вся наша творческая и личная
жизнь – его родителей Веры и Дмитрия – живописца и скульптора, членов
Московского союза художников, приобрела другую направленность и смысл.
Наполнилась множеством духовных знаков и символов. Господь Бог показал нам, как
близок духовный мир ангелов и святых человеку скорбящему и страдающему.
Все наши творческие успехи, Московские и международные
выставки, потеряли для нас смысл.
Ванечку отпевали в храме на 3-й день, как раз в праздник
Собора Архангела Михаила – 21 ноября. Я ощутила, что с уходом сына закончилась
и моя собственная жизнь. Во время отпевания внутри меня или где-то рядом
прозвучал легкий, хрустальный голос: «Его воины забрали», – только потом стало
понятным, о чем он мог говорить.
Псалтырь над Ванечкой читала Тамара в храме святителя Николая
на Рогожском кладбище в Москве с вечера и до 4 часов ночи. Она всплеснула
руками, когда увидела его в гробу, и воскликнула: «Ой, какой мальчик!» перед
отпеванием его лицо изображало удивление, он как бы извинялся за причинение
горя всем нам, а после отпевания, необыкновенный покой, тишина и
величественность изобразились на его лице и щечки были розовые.
И только намного позже, вспомнилось в душе событие, когда
мой сыночек гостил у моей мамы на даче и катался на велосипеде (просто виртуозно,
он был очень спортивный мальчик, подтягивался
на перекладине 25 раз), то заехал в гости к одной бабушке соседке, и та
ему рассказала, что снился ей сон, как видит она своего сына, который умер еще
в детстве, одетым во все беленькое и в чистом домике, и он ее спрашивает:
«Мама, почему ты так долго ко мне не приходишь, что я уже устал тебя ждать, но
я всегда жду тебя». А мне эта бабушка тоже самое рассказала намного раньше. Так
что ждут наши дети в том мире нас до конца, а мы очень молим Бога, чтобы он не
разлучил нас в вечности. Они-то не вернутся, но мы к ним придем.
В период жизни до 40 дней Ванечки у меня было четкое
ощущение в духе, что мне «поменяли» голову и Господь открывал мне Свои Истины,
а прежнее мирское понимание и всякое неправильное понятие о вере ушло. Все
прояснилось и ненужное отпало, оторвалось как сухой лист вместе с моими
прежними мирскими друзьями и некоторыми родственниками. Господь через нашу
крестную Людмилу показал нам множество приходов и добрых пастырей, где все нам
в удивление и утешение говорили одно и тоже о Ванечке, о нашей вере. Тогда
открылось нам много православных истин.
Чтения Житий Святых, творений Святых Отцев, толкование Св.
Писания и Св. Придания все больше утверждало нас в вере. В храм ходили как на
работу, не пропуская воскресных и праздников, даже если не было сил.
Было трудно, очень болела спина, кровь из носа и сильные
головные боли. Но я была уверена, что я как при жизни сына все время была с ним
и все для него делала, так и после его ухода, я должна делать для него, что положено
по своим возможностям. Каждое посещение храма – встреча с Богом и сыном. Я было
твердо в этом уверена, и пропуск службы казался предательством. Постепенно,
начиная с ощущения, что все внутри меня рвется как бумага, а потом потребность
в исповеди и причащении. Прибегая к этому часто, я чувствовала тишину в душе, но вскоре боль
душевная и телесная опять наваливалась на меня. Я усиленно искала ответы на
мучающие меня вопросы и находила их в творениях Св. Отцев. И надежда, пусть на
не очень скорую встречу с Ванечкой, утешала меня. Пусть в далеком будущем, но
только бы быть достойной.
Как терпеливо и милостиво выслушивали мои исповеди пастыри,
данные мне в те годы. Как трудно было все вспомнить и понять. Но уверенность в
том, что нет непрощенных грехов, кроме не исповеданных, помогала мне в этом. В
это же время по благословению и
наставлению прекрасных пастырей: игумена Порфирия, игумена Иринарха и
протоиерея Вячеслава-иконописца, имеющего очень тонкий вкус художника, я стала
писать иконы.
В одном из храмов в центре Москвы я познакомилась с будущей
духовной сестрой Натальей. Пораженная моим горем, она неожиданно сказала: «Его
взял Архангел Михаил». Меня удивила ее уверенность и спокойствие. В это время
она по благословению духовника искала художника для написания иконы «Собор Архистратига
Михаила». Я согласилась написать, позднее сюда же я сделала еще две большие
иконы: святых преподобных Иринарха Ростовского и Иоанна Рыльского, день памяти
последнего является днем ангела Ванечки. Кроме того, в этот день 1 ноября
празднуется память и святого муч. Уара и блаж. Клеопатры с сыном ее Иоанном,
который, как следует по житию этих святых, был взят в воинство Архистратига Михаила.
Все это утешало меня в то тяжкое время. Закончив работу над иконами, мы с мужем
привезли их в храм, где нас должны были встретить, но по какой-то неведомой
причине священника не оказалось, что огорчило нас. Вернувшись домой, я как-то в
духе почувствовала желание написать образ Архистратига Михаила, но для дома,
только небольшой, и сделала это. Через несколько дней настоятель храма позвонил
мне и я услышала: «Вера Михайловна, Вы, наверное, обиделись, что люди не
встретили Вас, но зато, знайте, Вас встретил сам Архангел Михаил». От этих
слов, как не удивительно на душе стало тепло и радостно. Я опять со страхом
почувствовала какую-то необъяснимую связь с вышним миром. Вспомнилось, как еще
до 40 дня, мои духовные наставники Наталья и Вера рассказали мне, что когда
ехали в троллейбусе по Москве обе одновременно услышали где-то рядом слова:
«Художники недавно похоронили своего сына Ивана, а его взял к себе АрхистратигМихаил».
Это событие им было известно, они оглянулись в почти пустом транспорте, но как
же удивились, что никого не увидели, да и выйти никто не успел бы, а мне стало
странно, что это происходит в моей жизни.
По милости Божьей произошло еще одно замечательное событие.
Вскоре после ухода Ванечки, мы привезли к себе из деревни погостить 10-летнюю
его двоюродную сестру – Лерочку. Взяли ее на вечерние Богослужение в
Новоспасский монастырь на праздник Успения Пресвятой Богородицы 27 августа. На
следующий день утром перед храмом девочка рассказала, что видела во сне, как
стоит в храме, описав по обе стороны стоящих святых, канонически верно или
близко к этому, но в храме вчера она была впервые и не могла знать этих вещей,
чем вызвала большое внимание и наш интерес. «Я увидела», - сказала девочка
далее, «как спустилась Пресвятая Богородица, а справа и слева были мальчики в
белых одеждах, с голубыми лентами и с копьями в руках, в одном из них я узнала
Ванечку, он смотрел на нас. Потом она увидела старца в зеленом облачении (цвет одежды преподобных) и немного исказила
имя старца, но все поняли, что речь идет о преп. Иринархе Ростовском, который
объявил, что в Подмосковье скоро будут восстановлены три Богородичных храма. В
недалеком будущем все это можно было отнести к нам . В это время я в Москве
писала образа во многие храмы, и тогда же мы ездили в храм Архистратига
Михаила, где пели на клиросе, и не думали, что будем восстанавливать Успенский
храм в селе на родине мужа. Регент храма профессор Устинов доктор мед. наук
как-то продиагностировал нас, сказал, что здоровье наше сильно ослаблено, и
взять бы вам на себя какую-нибудь сверхзадачу, допустим, восстановить храм,
чтобы поправиться. Его слова тогда показались мне шуткой. И вскоре я забыла об
этом. Но события, удивительно, промыслом Божиим, явно каким-то чудесным
образом, двигались к храму Успения Божьей Матери. Конечно, с благословением
наших московских пастырей и благочинного местной епархии, который был в 1999
году, мы начали восстановление, а рядом с нами начали возрождаться и
восстановились еще два Богородичных храма.
В нашем селе народ отнесся к восстановлению с недоверием. Может ли возродиться разрушенный храм, где
остались только стены? Но мы с такой сильной помощью Божией и надеждой не
отчаивались, стали действовать с какой-то вдохновенной силой, не
останавливаясь, не унывая. И самое чудесное в деле восстановления, что храм подвязались
строить не бабушки сбором денег или равнодушные рабочие, а молодые ребята по
молитвам Ванечки, возраст которого, если бы он был на земле, как раз
соответствовал бы их возрасту. К 2008 году сыну было бы 30 лет. К этому времени
храм почти завершен.
Многие из ребят, учувствовавшие
в работе над храмом, пришли к Богу и утвердились в вере, и я очень надеюсь, что
они станут духовным воинством на земле. В настоящее время храм действует. А мы,
по особому смотрению Божиему, не стали прихожанами этого храма, о чем мечтали – послужить пением и продолжить
живописные работы, а ездим в другое село в храм Архистратига Михаила, как и
прежде нашего защитника и утешителя. Молимся
и поем здесь на клиросе, и рады, что мы еще очень нужны.
Наш Господь через Своих служителей все время вразумлял и
утешал нас.
Теперь же, особенно матери похоронившие и пережившие своих
детей, которых мы встретили в своей жизни, пришли к Богу, ранее будучи неверующими,
а теперь принесшими обильные плоды покаяния: в восстановлении храмов и в
молитве. Всех этих женщин можно назвать по именам, их много. И каждая из них
думала, что только одна перенесла такое горе, с которым нельзя жить. Господь
каждой из нас, всеми событиями и делами в нашей жизни, объяснил, что такая
потеря нам не за что-то, а для чего-то нужна. Все для нашего спасения, т.к. мы
здесь на земле на мгновение, а там главное, в вечности, чтобы мы не разлучались
со своими детьми и другими дорогими нам усопшими. И радости нашей никто не
отнял бы у нас. И творит с нами Господь: «великая же и неисследованная, славная
же и ужасная», не понятное нам сейчас, но главное все для нашего общего с
нашими детьми и близкими, со всеми, кого мы любим, и кто нас любит, спасения в
Вечной жизни с Господом.
«Иконы»
Вследствие обращения нашего к Господу и Церкви, я стала
писать множество икон в храмы, на заказ, реставрировать старые, когда они различными
путями приходили к нам. Муж мой не только медальер и скульптор, но и реставратор
первой категории. Мы не искали, что и где написать, но Сам Господь приводил
людей с такими просьбами.
Я привыкла к монументальной живописи, которой занималась
раньше, и иконы вначале писались больших размеров, одна из них «Собор Архангела
Михаила». Был очень знаменательный и чудесный случай. В Болгарском подворье»
подошел к нам один болгарин – Иван Стоянов, и спросил, где можно было бы заказать
икону преподобного Иоанна Рыльского. После службы мы стояли с крестной
Людмилой, и она ответила: «Так вот художник, она и напишет, этот святой –
покровитель ее сына». Я согласилась. Очень скоро болгарин привез две доски, та
что побольше для образа преподобного Иоанна
Рыльского, а на меньшей, может быть, но не точно, мученика Киприана.
В то время я любовалась и изучала древние и современные
образцы болгарской иконы. Отец Вячеслав давал мне смотреть редкие книги по иконописи.
В душе у меня родилось настойчивое желание написать апостола Иоанна Богослова.
И как-то очень вдохновенно и довольно быстро на меньшей доске я написала его
образ.
Вот позвонил Иван и спросил, как идет работа по написанию
образа преподобного Иоанна Рыльского? Я ответила, что никак, а на другой доске
я написала апостола Иоанна Богослова. Заказчик
очень рассердился и закричал, что зачем я это сделала и, что доска была
предназначена для кого-то может быть другого, он бросил телефонную трубку.
Далее произошло откровенное чудо. Через неделю звонит наш заказчик снова и
благоговейнейшим голосом, извиняясь за прошлый разгон, очень хочет приехать за
иконой, т.к. именно этот святой ему особенно нужен в ближайшее время.
Эти две заказанные иконы должны были благотвориться Иваном в
Троицкий храм на Мосфильмовской улице в Москве, где тогда должен был освящаться
левый предел в честь апостола Иоанна Богослова, а иконы этого святого там не
было.
Когда болгарин приехал, икона ему понравилась. Он объяснил,
что не знал, как она нужна в этом храме. К нашему удивлению, следующее сообщение
вообще могло ошеломить любого: в ближайшее время, т.к. Иван не имел постоянной
работы, по молитвам апостола Иоанна Богослова, он был назначен директором
православной гимназии апостола Иоанна Богослова, где он познакомился еще и со
своей будущей супругой. Жизнь удавалась на глазах.
Этот ряд помощей апостола не закончился. В те времена Иван со своими гимназистами стал ездить с этой
иконой по святым местам. В одной из
поездок, по его рассказам, он стоял как-то на берегу р. Волги и наблюдал
проплывающий пароход, и воскликнул, обращаясь к святому: «Святый апостоле Иоанне
Богослове, вот бы нашей школе такой пароход, мы бы все Золотое кольцо
объездили». И, что бы вы думали? Помощь не заставила себя долго ждать. Кто-то
из приезжих в гимназию предложил в дар школе списанный пароход в хорошем
состоянии.
Но это же чудо!
Еще одно знаменательное событие с другой иконой, написанной
в период девяностых годов. Мы с мужем и двумя нашими духовными сестрами Наташей
и Верой ездили в паломническую поездку в Дивеево именно в то время, когда
прибыли туда мощи преподобного Серафима, и по случаю, мы познакомились с
игуменом одного из Волгоградских монастырей, который попросил написать
икону преподобного Серафима для его
монастыря. Я взялась писать.
В то время, когда приехали за иконой от заказчика, я ее еще
не закончила, т.к. решила написать ее с житием, и на это понадобилось больше времени. А когда я ее написала, и ждала позже, они почему-то
не смогли приехать.
Икона осталась у меня
дома. Как-то раз, примерно через месяц, ожидания, пришел к нам один верующий
человек с целью приобрести у меня предмет прикладного искусства, который я
ранее сделала для выставки. Авторский костюм – как произведение искусства. Он
очень хотел приобрести его для себя или для своих, но размер не подошел. Взгляд
остановился на икону преподобного Серафима Саровского. «Можно ли это купить?» -
спросил он. И приобрёл.
Теперь Игорь, так звали приобретшего эту икону, рассказал
мне, что вечером ему звонит друг, с которым они часто ездили по святым местам,
и зовёт его в паломничество в Иоанно-Богословский монастырь. И вот они
подъезжают к этому монастырю, подходят к открытым воротам и им на встречу идёт
монах. Игорь спрашивает у него, «Где найти старца Луку?», а он отвечает: «Я
Лука, но только не старец». Этот монах писал иконы в этом монастыре.
Я обращаюсь в своём описании к тому времени, когда икона ещё
стояла у меня дома. Моя духовная сестра Лариса – регент детского хора знаменного
пения, она часто выступает со своими девочками по радио, попросила меня дать ей
на время поездки в Иоанно-Богословский монастырь с детьми мою икону преподобного
Серафима. Я дала. Там, в монастыре, она знакомится с иконописцем-монахом Лукой,
который попросил эту икону для монастыря, но пока денег у него совсем не было,
и Лариса обещала спросить у меня, а я потом обещала подумать об этом. Тут
появился Игорь со своей просьбой приобрести икону, и я рассказала ему, что в
Иоанно-Богословском монастыре есть монах Лука, который хотел бы её приобрести.
Но я решила отдать её Игорю.
Теперь возвращаюсь к тому месту, где Игорь подъехал к
воротам монастыря и сразу увидел и заговорил с отцом Лукой. Вдруг Игорь сказал:
«Хочу благотворить Вам эту икону». На что отец Лука ответил, что знает её и с
благодарностью взял, чтобы поместить туда, куда он сам знает. Меня всё это необыкновенно
удивило и обрадовало. Сам преподобного Серафим определил для себя, где ему
пребывать со своей иконой.
Много ещё разных чудесных явлений и совпадений было в моей жизни,
и всё это для меня удивительный промысел Божий, который вёл меня по жизни.
Слава Богу за всё!
Комментариев нет:
Отправить комментарий