Прямо
с поезда мы направились в одно из самых незабываемых мест -- Псковский Кремль. Еще
в начале 10 века, княгиня Ольга, заложила этот форпост, защищающий русские
земли от вражьих набегов с запада. Кстати, экскурсовод сказала, что правильно
говорить про крепость в Пскове не кремль, а КРОМ, потому что крепость очень
долгое время служила сокровищницей богатств города (драгоценность, еда, меха и
т. д) и охраняла прежде всего это. Кстати, сам корень "кром" сегодня
можно встретить в таких словах, как "укромный" или
"закрома", то есть что-то очень хорошо защищенное или, если хотите,
огороженное. Располагается кремль в городе Псков на узком скалистом мысе, при
слиянии двух рек – Псковы и Великой.
Это место считается местом рождения города Пскова.
Это место считается местом рождения города Пскова.
Как и
множество других старинных крепостей Псковский Кремль - это величественное
сооружение с мощными башнями и огромными белокаменными стенами, защищавшими
город в давние времена. А досталось
Пскову немало. Город пережил 123 войны, при том, что сама Россия пережила их
порядка 150-ти. Вообще лично мне сложно даже представить такое количество
напастей, обрушивавшихся на один город...
Перед главными воротами ведущими в Псковский
Кремль, расположен Довмонтов город. Он не сохранился и в наше время
представляет собой только фундамент былых сооружений и в лучшем случае
невысокие сохранившиеся стены многочисленных храмов. Церкви строились практически вплотную друг к
другу. Такая плотная застройка объясняется тем, что за крепостной стеной
строить было опасно, из постоянных вражьих набегов. На стене висит символический
меч Александра Невского, который именно тут и произнес известные всем слова: "Кто к нам с мечом придет, тот от меча и
погибнет". Кстати меч направлен острием в низ и говорит это о том, что
никогда город не был завоевателем, а лишь оборонялся.
Вход в Кремль проходит через малые
Троицкие ворота и узкий коридор – «Захабня». По мне, так ворота малыми ну никак
не назовешь – они просто огромны. А
«захабня» раньше использовалась как ловушка для врагов на случай если ворота не
выдержат. Враг прорвавшийся через ворота оказывался в этой ловушке под
обстрелом лучников со стен узкого коридора. Теперь понятней стало выражение
«захапать».
При выходе из захабни, с правой стороны, находится
двухэтажная колокольня, а впереди возвышается высочайший каменный Троицкий
собор, белого цвета, на вершине которого, теснясь друг с другом, четыре темных главки словно поддерживают
пятую, сияющую на солнце золотом луковичку.
Внутри собора, от потолка до пола, находится
прекрасный семиярусный иконостас. Он смотрится по настоящему величественно, и
своей высотой как будто уносит в небеса. Даже время словно замирает, замирает и
дыхание от невозможности вместить в себя это великолепие. Собор как будто пронизан Божественным теплом,
и очень приятно просто постоять или поседеть в нем. Чувствуешь себя «ДОМА».
Далее мы направились в Псково-Печерский
монастырь. Именно он, изначально, был целью нашей поездки на Псковщину.
«Земля
Псковская славима красится святым местом сим и яко светло сияя во все концы
Пречистыя ради» (Летопись).
В живописном уголке России, на границе с
Эстонией расположился Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, который был
основан в 1473 году. Это наверно
единственный из монастырей, который
расположен не на возвышенности, а
наоборот в ложбине двух холмов. Не буду
рассказывать всю историю монастыря, которую все и так знают, а не знающие обязательно прочитают. Хочу поделиться впечатлениями…
Едва переступив вход в монастырь, я только
лишь не ахнул, настолько красивое зрелище открывается взору с первых шагов… Медленно
плывут по светло-голубому небу легкие облака над Псково-Печерской обителью. В
ритме своего плавного движения они сливаются со звоном колоколов. И кажется,
что звон этот исходит из самого сердца земли. Это дивное чудо рождено как будто
самой природой Печерского ландшафта с его бесконечным чередованием холмов и
долин. Большая монастырская звонница расположена в лощине, склоны которой
промыслительно образуют как бы огромный опрокинутый колокол, многократно
усиливая звучание пятнадцати разновеликих колоколов.
Псково-Печерская обитель — оплот
Православия на северо-западном рубеже нашей Родины — несет свое
церковно-патриотическое служение уже более пятисот лет.
Спешно наша группа направилась к Богом
зданным пещерам протяженностью свыше 200 метров - место захоронения монахов и
защитников монастыря, вход в которые нам определили по времени и мы немного
опаздывали.
Название «Печоры» происходит от
старорусского слова «печеры» (пещеры), дату открытия которых монастырская
летопись определяет 1392 годом.
Все зажгли свечи и вошли в пещеры. Там было
темно и прохладно. Но воздух….. это словами не передать…. воздух света и свежести. И это там, где похоронены в простых деревянных,
не прикопанных, а свободностоящих гробах
тысячи тел. Удивительно!!!
Мы шли по коридорам мимо огромных букетов
цветов, которые стояли здесь месяцами без воды и света. Это было чудо.
По благословению архимандрита Дионисия, и по личному вопрошанию душ всех
паломников мы молились у могилок особо почитаемых старцев. Это и архимандрит
Иоанн Крестьянкин, и схиигумен Савва Остапенко. В своих молитвах поминали и
архимандрита Алипия Воронова, и митрополита Вениамина Федченкова…. Вышли мы оттуда какие-то другие. Умиротворенные что ли. Мне было так хорошо на
душе, тихо и спокойно. Может и правда
все дело в том, что здесь больше 500 лет ни на минуту не прекращались молитвы. Можно
не верить в Бога, но не почувствовать здесь особую благодать невозможно.
Поначалу нам не удалось попасть в Успенский
храм, но встретив отца наместника, безграничной доброты и внимательности к
любому человеку, все само собой разрешилось. Ах, да…, забыл про Светлану, которая на вопрос отца
Тихона: «Как вам тут?», ответила: «если Вы батюшка нам поможете попасть в
главный храм, то осчастливите сразу 38 паломников». Он подозвал к себе монаха, которому и
предложил нас осчастливить. Разве мог
монах-замечательный старчик, отказаться от этого предложения. Он с
радостью, даже где то, подшучивая, открыл перед нами все возможные двери…
С
неописуемой радостью все помолились у
иконы Успения Божией Матери, у мощей прмч. Корнилия, приложились к
многочисленным мощам и святыням, насладились красивейшими видами этой уникальной
обители…. Чтобы в полной мере погрузиться в этот удивительный мир, такой не
похожий на мирской уклад жизни, хотелось остаться и немного пожить в монастыре
или близ него. Но в программе этого дня у нас был еще Изборск.
Трудно найти город более древний и более
русский, нежели Изборск, летописная история которого начинается с 862 года, с
призвания на Русь легендарных варяжских князей: Рюрика, Синеуса, Трувора.
В этих местах открывается неповторимая
панорама, как будто с высоты птичьего полета, на настоящую русскую природу. С
тоненькими березками, озером, куполами храмов, холмами, и бескрайними равнинами. Потом мы
спустились к Словенским ключам. Это уникальный природный объект
Изборско-Мальской долины. Возраст ключей (считается, что их 12) - несколько
тысяч лет. Ключи сливаются в один ручей, называемый "Рекой жизни", и
впадают в Городищенское озеро. Словенские ключи называют ключами 12 апостолов.
С этим связана одна из легенд. Однажды вода в ключах иссякла. Один
благочестивый юноша стал по ночам молиться о ниспослании Изборску воды. Тогда
ему было сказано свыше, что если жители города назовут источник в честь
Двенадцати апостолов и отслужат молебен, то вода появится вновь…
В какую сторону света ни поедешь по
Псковской земле — везде найдешь старинный монастырь, церковь на холме, святой
родник и красивое озеро. Псковщина… Как ласково названа эта земля, на которой
закладывались основы русской государственности.
В
вековой тишине леса, на берегу быстрой речки
и прозрачных ручьев, среди ярких ковров заливных лугов, близ бескрайней
глади озера мы остановились на ночлег в
Спасо-Елеазаровском женском монастыре, основанным преподобным Ефросином. Жили в
нем монахи-подвижники, жили монахи-ученые, жили духовные старцы… Остановились и
мы… «Помазались» на всенощном бдении, женщины помогли обработать собранные
монахинями яблоки, ужин, прекрасный сон в удивительной природной тишине, с утра
Литургия на которой многие причащались,
мне удалось послужить, потом обед и….
Мы отправились в другой монастырь, мужской
Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь. За окном автобуса привычные полугородские пейзажи быстро сменяют
деревенские постройки, а затем и характерный для болотистых почв лес. Отойди от
дороги метров на двести и неизвестно, что с тобой будет. Кажется, что едем
очень долго. Ослепительной красоты белоснежные храмы среди этой непролазной
глуши возникают как-то вдруг, уже само то, что они здесь есть, воспринимается
как великое чудо.
Пройдя через ворота обители, приехавшие
продолжают путь молча. Каждый по-своему готовится к встрече со святынями
обители, а все вместе невольно испытывают душевный трепет перед теми, кто,
оставив привычные радости и соблазны, ушел, чтобы среди болот и лесов полностью
уединиться от мира и посвятить себя служению Богу. Миряне и паломники, которые
сюда приезжают, тоже ищут здесь душевный покой, надеются снять внутреннее
напряжение, уйти хотя бы на время от ежедневных забот. Ищут смысл жизни,
спасение души.
Думаю что верующих сюда привлекает и многочисленные святыни - мощи Саввы
Крыпецкого, основателя монастыря, и обретенные недавно, мощи преподобного
Корнилия Крыпецкого. В каждой иконе вставлены мощи святых, и таких икон
бесчисленное множество. Территория у
монастыря большая, есть где развернуться. Столько насыщенной различными
посадками и постройками земли… и я поначалу подумал, что монахов не меньше 100
человек, а оказалось традиционно немного - около 30 человек монахов и
послушников. Настоящие подвижники!!! Покинув храм, паломники направляются к
святому источнику Саввы Крыпецкого. В ХV веке преподобный поселился именно на
этом месте. По его молитвам люди стали получать здесь исцеления и назвали
Святым озером. Поток верующих не прекращался сюда более пяти веков, в том числе
и в советское время. Наши паломники с удовольствием окунулись в источнике,
некоторые в первый раз в своей жизни.
Перед отъездом в Москву мы посетили еще и Спасо-Мирожский
Завеличский монастырь это один из древнейших обителей Псковской земли (сейчас
он делит свою территорию вместе с музеем).
Монастырский комплекс XII века, знаменитый уникальными фресками того же периода,
украшающими церковь Спаса Преображения. Уникальность в том,
что фресками изображены все Евангельские
события и даже безграмотный человек мог по фрескам изучить все Евангелие. Находится
монастырь в Пскове, при впадении р. Мирож (откуда и получил свое название) в р.
Великую, в районе, называвшемся Завеличье т.е. за рекой Великой.
Быстро пролетели два дня нашего
паломничества, и одновременно с наслаждением долго. Дети мои сказали, что так здорово они не проводили свои выходные никогда. Два дня для них прошли как целая неделя
каникул. Все время мы в дни наших
отпусков стремимся на чужие земли, а рядом не замечаем такой красоты природы,
архитектуры, не знаем нашей истории, недооцениваем наших подвижников, не
вдумываемся в название старорусских
городов, рек, мест… Человек, даже при всем желании, не может представить себе ничего
прекраснее природы. Невозможно вообразить что-нибудь красивее заката, восхода,
леса, водных просторов, и бескрайних долин. Для многих паломников увиденное это еще одно свидетельство существования
Создателя – это красота и гармония временного и вечного.
05.10.2015 иерей
Георгий Дехтярев
Комментариев нет:
Отправить комментарий