вторник, 6 октября 2015 г.

Паломники храма святителя Николая в Покровском с иереем Георгием Дехтяревым поклонились святыням Псковской земли

 

      Прямо с поезда мы направились в одно из самых незабываемых мест -- Псковский Кремль. Еще в начале 10 века, княгиня Ольга,  заложила этот форпост, защищающий русские земли от вражьих набегов с запада. Кстати, экскурсовод сказала, что правильно говорить про крепость в Пскове не кремль, а КРОМ, потому что крепость очень долгое время служила сокровищницей богатств города (драгоценность, еда, меха и т. д) и охраняла прежде всего это. Кстати, сам корень "кром" сегодня можно встретить в таких словах, как "укромный" или "закрома", то есть что-то очень хорошо защищенное или, если хотите, огороженное. Располагается кремль в городе Псков на узком скалистом мысе, при слиянии двух рек – Псковы и Великой.
 Это место считается местом рождения города Пскова.
     Как и множество других старинных крепостей Псковский Кремль - это величественное сооружение с мощными башнями и огромными белокаменными стенами, защищавшими город в давние времена.  А досталось Пскову немало. Город пережил 123 войны, при том, что сама Россия пережила их порядка 150-ти. Вообще лично мне сложно даже представить такое количество напастей, обрушивавшихся на один город...
   Перед главными воротами ведущими в Псковский Кремль, расположен Довмонтов город. Он не сохранился и в наше время представляет собой только фундамент былых сооружений и в лучшем случае невысокие сохранившиеся стены многочисленных храмов.  Церкви строились практически вплотную друг к другу. Такая плотная застройка объясняется тем, что за крепостной стеной строить было опасно, из постоянных вражьих набегов. На стене висит символический меч Александра Невского, который именно тут и произнес известные всем слова:  "Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет". Кстати меч направлен острием в низ и говорит это о том, что никогда город не был завоевателем, а лишь оборонялся.
      Вход в Кремль проходит через малые Троицкие ворота и узкий коридор – «Захабня». По мне, так ворота малыми ну никак не назовешь – они просто огромны.  А «захабня» раньше использовалась как ловушка для врагов на случай если ворота не выдержат. Враг прорвавшийся через ворота оказывался в этой ловушке под обстрелом лучников со стен узкого коридора. Теперь понятней стало выражение «захапать».
    При выходе из захабни, с правой стороны, находится двухэтажная колокольня, а впереди возвышается высочайший каменный Троицкий собор, белого цвета, на вершине которого, теснясь друг с другом,  четыре темных главки словно поддерживают пятую, сияющую на солнце золотом луковичку.
   Внутри собора, от потолка до пола, находится прекрасный семиярусный иконостас. Он смотрится по настоящему величественно, и своей высотой как будто уносит в небеса. Даже время словно замирает, замирает и дыхание от невозможности вместить в себя это великолепие.  Собор как будто пронизан Божественным теплом, и очень приятно просто постоять или поседеть в нем. Чувствуешь себя «ДОМА».  
     Далее мы направились в Псково-Печерский монастырь. Именно он, изначально, был целью нашей поездки на Псковщину. 
  «Земля Псковская славима красится святым местом сим и яко светло сияя во все концы Пречистыя ради» (Летопись).
      В живописном уголке России, на границе с Эстонией расположился Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, который был основан в 1473 году.  Это наверно единственный из монастырей,  который расположен не на возвышенности,  а наоборот  в ложбине двух холмов. Не буду рассказывать всю историю монастыря, которую все и так знают,  а не знающие обязательно прочитают.  Хочу поделиться впечатлениями…
     Едва переступив вход в монастырь, я только лишь не ахнул, настолько красивое зрелище открывается взору с первых шагов… Медленно плывут по светло-голубому небу легкие облака над Псково-Печерской обителью. В ритме своего плавного движения они сливаются со звоном колоколов. И кажется, что звон этот исходит из самого сердца земли. Это дивное чудо рождено как будто самой природой Печерского ландшафта с его бесконечным чередованием холмов и долин. Большая монастырская звонница расположена в лощине, склоны которой промыслительно образуют как бы огромный опрокинутый колокол, многократно усиливая звучание пятнадцати разновеликих колоколов.
    Псково-Печерская обитель — оплот Православия на северо-западном рубеже нашей Родины — несет свое церковно-патриотическое служение уже более пятисот лет.
    Спешно наша группа направилась к Богом зданным пещерам протяженностью свыше 200 метров - место захоронения монахов и защитников монастыря, вход в которые нам определили по времени и мы немного опаздывали.  
    Название «Печоры» происходит от старорусского слова «печеры» (пещеры), дату открытия которых монастырская летопись определяет 1392 годом.
    Все зажгли свечи и вошли в пещеры. Там было темно и прохладно. Но воздух….. это словами не передать….  воздух света и свежести.  И это там, где похоронены в простых деревянных,  не прикопанных, а свободностоящих гробах тысячи тел. Удивительно!!!
   Мы шли по коридорам мимо огромных букетов цветов, которые стояли здесь месяцами без воды и света.  Это было чудо.  По благословению архимандрита Дионисия, и по личному вопрошанию душ всех паломников мы молились у могилок особо почитаемых старцев. Это и архимандрит Иоанн Крестьянкин, и схиигумен Савва Остапенко. В своих молитвах поминали и архимандрита Алипия Воронова, и митрополита Вениамина Федченкова….  Вышли мы оттуда какие-то другие.  Умиротворенные что ли. Мне было так хорошо на душе,  тихо и спокойно. Может и правда все дело в том, что здесь больше 500 лет ни на минуту не прекращались молитвы. Можно не верить в Бога, но не почувствовать здесь особую благодать невозможно.
   Поначалу нам не удалось попасть в Успенский храм, но встретив отца наместника, безграничной доброты и внимательности к любому человеку, все само собой разрешилось. Ах, да…,  забыл про Светлану, которая на вопрос отца Тихона: «Как вам тут?», ответила: «если Вы батюшка нам поможете попасть в главный храм, то осчастливите сразу 38 паломников».  Он подозвал к себе монаха, которому и предложил нас осчастливить.  Разве  мог  монах-замечательный старчик, отказаться от этого предложения. Он с радостью, даже где то, подшучивая, открыл перед нами все возможные двери…
   С неописуемой радостью все  помолились у иконы Успения Божией Матери, у мощей прмч. Корнилия, приложились к многочисленным мощам и святыням, насладились красивейшими видами этой уникальной обители…. Чтобы в полной мере погрузиться в этот удивительный мир, такой не похожий на мирской уклад жизни, хотелось остаться и немного пожить в монастыре или близ него. Но в программе этого дня у нас был еще Изборск.
    Трудно найти город более древний и более русский, нежели Изборск, летописная история которого начинается с 862 года, с призвания на Русь легендарных варяжских князей: Рюрика, Синеуса, Трувора.
     В этих местах открывается неповторимая панорама, как будто с высоты птичьего полета, на настоящую русскую природу. С тоненькими березками, озером, куполами храмов,  холмами, и бескрайними равнинами. Потом мы спустились к Словенским ключам. Это уникальный природный объект Изборско-Мальской долины. Возраст ключей (считается, что их 12) - несколько тысяч лет. Ключи сливаются в один ручей, называемый "Рекой жизни", и впадают в Городищенское озеро. Словенские ключи называют ключами 12 апостолов. С этим связана одна из легенд. Однажды вода в ключах иссякла. Один благочестивый юноша стал по ночам молиться о ниспослании Изборску воды. Тогда ему было сказано свыше, что если жители города назовут источник в честь Двенадцати апостолов и отслужат молебен, то вода появится вновь…
    В какую сторону света ни поедешь по Псковской земле — везде найдешь старинный монастырь, церковь на холме, святой родник и красивое озеро. Псковщина… Как ласково названа эта земля, на которой закладывались основы русской государственности.     
    В вековой тишине леса, на берегу быстрой речки  и прозрачных ручьев, среди ярких ковров заливных лугов, близ бескрайней глади озера  мы остановились на ночлег в Спасо-Елеазаровском женском монастыре, основанным преподобным Ефросином. Жили в нем монахи-подвижники, жили монахи-ученые, жили духовные старцы… Остановились и мы… «Помазались» на всенощном бдении, женщины помогли обработать собранные монахинями яблоки, ужин, прекрасный сон в удивительной природной тишине, с утра Литургия на которой  многие причащались, мне удалось послужить, потом обед и….
   Мы отправились в другой монастырь, мужской Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь.  За окном автобуса привычные  полугородские пейзажи быстро сменяют деревенские постройки, а затем и характерный для болотистых почв лес. Отойди от дороги метров на двести и неизвестно, что с тобой будет. Кажется, что едем очень долго. Ослепительной красоты белоснежные храмы среди этой непролазной глуши возникают как-то вдруг, уже само то, что они здесь есть, воспринимается как великое чудо.
     Пройдя через ворота обители, приехавшие продолжают путь молча. Каждый по-своему готовится к встрече со святынями обители, а все вместе невольно испытывают душевный трепет перед теми, кто, оставив привычные радости и соблазны, ушел, чтобы среди болот и лесов полностью уединиться от мира и посвятить себя служению Богу. Миряне и паломники, которые сюда приезжают, тоже ищут здесь душевный покой, надеются снять внутреннее напряжение, уйти хотя бы на время от ежедневных забот. Ищут смысл жизни, спасение души.
    Думаю что верующих  сюда привлекает и  многочисленные святыни - мощи Саввы Крыпецкого, основателя монастыря, и обретенные недавно, мощи преподобного Корнилия Крыпецкого. В каждой иконе вставлены мощи святых, и таких икон бесчисленное множество.  Территория у монастыря большая, есть где развернуться. Столько насыщенной различными посадками и постройками земли… и я поначалу подумал, что монахов не меньше 100 человек, а оказалось традиционно немного - около 30 человек монахов и послушников. Настоящие подвижники!!! Покинув храм, паломники направляются к святому источнику Саввы Крыпецкого. В ХV веке преподобный поселился именно на этом месте. По его молитвам люди стали получать здесь исцеления и назвали Святым озером. Поток верующих не прекращался сюда более пяти веков, в том числе и в советское время. Наши паломники с удовольствием окунулись в источнике, некоторые в первый раз в своей жизни.
   Перед отъездом в Москву мы посетили еще и Спасо-Мирожский Завеличский монастырь это один из древнейших обителей Псковской земли (сейчас он делит свою территорию вместе с музеем).  Монастырский комплекс XII века, знаменитый  уникальными фресками того же периода, украшающими церковь Спаса Преображения. Уникальность  в  том, что  фресками изображены все Евангельские события и даже безграмотный человек мог по фрескам изучить все Евангелие. Находится монастырь в Пскове, при впадении р. Мирож (откуда и получил свое название) в р. Великую, в районе, называвшемся Завеличье т.е. за рекой Великой.
     Быстро пролетели два дня нашего паломничества, и одновременно с наслаждением долго.  Дети мои сказали, что так здорово  они не проводили свои выходные никогда.  Два дня для них прошли как целая неделя каникул.  Все время мы в дни наших отпусков стремимся на чужие земли, а рядом не замечаем такой красоты природы, архитектуры, не знаем нашей истории, недооцениваем наших подвижников, не вдумываемся в название старорусских  городов, рек, мест… Человек, даже при всем желании, не может представить себе ничего прекраснее природы. Невозможно вообразить что-нибудь красивее заката, восхода, леса, водных просторов, и бескрайних долин.            Для многих паломников  увиденное  это еще одно свидетельство существования Создателя – это красота и гармония временного и вечного. 
                                            05.10.2015                 иерей Георгий Дехтярев

Комментариев нет:

Отправить комментарий