четверг, 29 января 2015 г.

ОРДИНСКИЕ « ВОДОКРЕЩИ» 1916 года


                                                                    Посвящается 200-летию Троицкого храма с. Ордино
                                                                         и 125-летию со дня рождения (25.02.1888 г)
                                                                    сщмч. Иоанна Талызина, иерея Троицкого храма .
                                                                   
                                         
           Ордино. Средневековое и еще бытующее название в среде духовенства – Троицкое на Кадке. Весьма крупное и оживленное селение, которое, почему-то, неизменно находилось в центре исторических и политических событий, происходящих у Угличском княжестве, затем уезде. Сначала  татары устроили в нём свою ставку, куда свозили дань с западной части « Углече поля». Затем поляки не оставили без внимания данное селение, огнем и мечем уничтожив больше его половины. В 16 -18 веках село Ордино Кацкого стана являлось подворьем Покровского Угличского монастыря. Уровень духовности населения возрастал в геометрической прогрессии. 




           Вспомним, какое количество монашествующих родом из с. Ордино Мышкинского уезда подвизалось в различных монастырях Ярославской и Тверской епархиях. Более двух десятков иноков и инокинь. Поверьте – это огромное количество, сравнимое с показателями среднечисленного города. С конца 18 –го века село Ордино входит в состав Мышкинского уезда.  Настал  век 19, самый стабильный и прогрессивный период в жизни этого Кацкого поселения. Двести лет тому назад, в год наполеоновского вторжения в Россию и исторической Бородинской битвы, в один месяц - в сентябре 1812 года был освящен новый трехпрестольный красивейший храм во имя Святой Животворящей Троицы. Почему так получилось, не позже ни раньше? На все Воля  Божия и человеку не дано понять Его Промыслы. Одно можно сказать определенно – народ, издревле  населявший данную историческую территорию, в прямом смысле с честью всегда нес свой крест, жил по Божиим законам, «даже до смерти и смерти крестной», разделяя чашу страданий и испытаний со всей матушкой Россией. Здесь уместно вспомнить события 1919 года.  Жестокое подавление отрядом Ярославского ЧК так называемого «бунта белогвардейских дезертиров» в Ордино.  Тогда были расстреляны представители самых крепких семейств. И эта кровавая страница Ординской летописи никогда не сотрется в народной памяти.
          Поэтому, исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что жизнеописание этого отдельно взятого селения, заслуживает весьма пристального изучения краеведов и историков. В своём повествовании сегодня мы остановимся на пороге того страшного переломного момента в истории России, когда ещё не грянула Февральская Революция, шла 1 Мировая Война, а в воздухе уже витал «западный ветер перемен».   
           Итак, село Ордино, на дворе 1916 год, праздник Крещения Господня, 7 часов утра.  В Троицком храме яблоку негде упасть, народ теснится на паперти и даже на улице у храма.  Идет Праздничная Литургия. Служит местный священник – отец Павел Покровский совместно с весьма уважаемым диаконом Владимиром Порецким и молодым псаломщиком Александром Бобровым. Запомним священника и псаломщика, ведь им обоим  предстоит сыграть ключевые роли в нашей истории.   
           Еще заутра  местные мужики лопатами прочистили широкую тропу до Кадки, где почти 2 часа вырубали «Иордань». Вход по привычке шли все крестьянские отбойные инструменты: лом, топоры и пилы - одноручки. Трудили попеременно семьями, вахтенным методом. «Иордань» в селе Ордино всегда вырубалась в одном и том же месте, на « холодных ключах», в настоящее время – это самое широкое место Ординской Кадки, недалеко от современного купального пляжа. Лёд здесь был менее толстым в любой,  даже 30-и градусный мороз. Ведь на дне били ключи, и река в этом месте никогда не промерзала. Глубина достаточная, чтобы окунуться с головой. После окончания вырубки «Иордани», мужчины переодевались в лучшую свою одежду и чинно шествовали в церковь на службу. Около проруби оставались дежурить подростки, топориками сбивая образующийся на глазах лёд. Присутствовать на службе в храме и молиться вместе с батюшкой и всеми сельчанами – было делом самым важным. Богоявление, Крещение Господне – это был одним из любимых праздником на Руси, наряду с Пасхой и Рождеством Христовым. Совершим небольшой экскурс в церковную историю.
                     В древней христианской церкви праздник Крещения Господня назывался праздником Богоявления или «праздником светов». Последнее название происходит от древнецерковного обычая просвещать святым крещением оглашенных в ночь накануне праздника. Из обычая освящать воду для крещения новопросвященных и возник обряд освящения воды, приуроченный к празднику Крещения Господня. В древней церкви освящение воды совершалось в полночь накануне Богоявления, как ясно свидетельствует об этом святой Иоанн Златоуст, и притом совершалось один раз, а не дважды, как ныне (в Навечерие и в самый день Крещения). По Студийскому самому древнему христианскому уставу положено освящение воды однократное. В 11 – 12 столетии в Греческой церкви входит в обычай двукратное освящение воды под влиянием устава Иерусалимского, а с 13 века этот обычай становится уже господствующим. У нас на Руси обряд освящения воды, как главная обрядовая особенность праздника Крещения Господня, дал ему и народное название, бытующее еще с Киевской Руси: Водокрещи, Водокрестие, Водокрещение. Причём, название «Водокрещи» - древнейшее: оно встречается в Ипатьевской летописи (1148 г.). Оно не исчезло и теперь по местам из народного языка.  Причем в 19 веке в крестьянской среде часто употреблялось такое присловье, обращенное к морозу: « трещи не трещи, минули Водокрещи»,  или такое выражение: « от Оспожинок ( Успения БМ) до Водокрещей минул пяток лун».  Белорусы произносили всегда слово Водокрещи сокращенно – Водощи. На Украине и юге России говорили Водокрещи. Такая же форма употреблялась в Верхнем Поволжье и на берегах рек Корожечны и Кадки. Звучало это слово в мягкой форме – Водокьрещи. Кстати сказать, немало,  схожих слов древнего происхождения можно услышать из уст, к примеру, жителя Брянской области и коренного «кацкаря» Мышкинского района Ярославской области. Но это тема для отдельного серьезного исследования.                
          Вернемся к церковной истории.  К сожалению, не сохранилось,  каких либо сведений о том, сколько раз совершалось освящение воды в праздник Богоявления, Крещения в древнейший период русской церкви – домонгольский. Но можно с большой вероятностью предположить – один раз, в Навечерие праздника, потому что этого требовал действовавший в, то время в русской церкви Студийский устав. Двукратное освящение воды в русской церкви явилось, вероятно, в период утверждения Иерусалимского устава (менее строгого) на место Студийского (аскетичного), не ранее второй половины 13 века. Тогда вошло в обычай на Руси освящать в праздник крещения воду два раза: в Навечерие праздника в церкви, а в самый день Крещения на реках и источниках. В последующее время такой порядок был господствующим в древней Руси. Только Патриарх Никон сделал распоряжение освящать воду в Крещение однажды, именно в Навечерие праздника. Но Собор 1667 года отменил это распоряжение .        
          Теперь обратимся к крещенским обрядам не церковным, а церковно-народным, касающимся праздника Водокрещей. И тут сложно не заметить, сколько чистой детской веры, даже своеобразного подвижничества было вложено в народное восприятие этого праздника. Миряне поутру, т. е. ранее церковного водосвятия отправлялись на реку, высекали на льду крестообразную прорубь и воображали, что этим освящается вода. Здесь ясно видно подражание церковному обряду, хотя нет свидетельств, что произносились какие-нибудь молитвы. Обычай вырубать крестообразную прорубь был распространен уже в 13 веке. Он вызывал довольно серьезное нарекание пастырей церкви. Исповедные вопросы поселянам 17 века отмечают его между другими суеверными обычаями тогдашней русской деревни.
            Можно заметить, что в нынешний век 21, крестообразная прорубь не вызывает вообще никакой критики. И стоит только сожалеть,  насколько наше современное поколение отошло от той средневековой чистоты веры.  В данный момент краеугольный камнем является вопрос о сохранении русским населением православной веры вообще! Вот до чего мы дошли в своем духовном и нравственном падении за 4 века!
            Среди средневековых крещенских народных обрядов были и такие, объяснение которым надо искать в евангельском повествовании о крещении Господа. Верили, что накануне Богоявления в полночь или перед Утреней открывается небо, и это самое благоприятное время для молитвы Богу обо всем: «о чем открытому небу помолишься, то и сбудется». Верили также, что в самую полночь колыхается вода и превращается в вино. И бывало много желающих видеть чудеса святой крещенской ночи: чудный горный мир в небесах и колыхающуюся воду, и испросить у Бога милостей или попробовать чудесного крещенского вина.          
             Другой народный обычай – купание в крещенской проруби – представляет и собой отчасти подражание крещающемуся во Иордане Господу, что является следствием веры в освящающую силу богоявленской воды. Обычай этот,  несомненно, идет с Иордана. Он принесен на Русь нашими древними паломниками и привился, несмотря на крещенский русским мороз. Древнерусский паломник шел на Святую землю, между прочим, за тем, чтобы «во Ердань реке окупатися». Вот как описывает торжество Крещения Господня русский древнейший паломник игумен Даниил: « В самый праздник водокрещения был на Иордане со всею дружиною моею, и видехом благодать Божию, приходящую на воду иеорданскую, и множество народа безчисленно тогда приходят к воде со свещами, и в ту ночь бывает пение изрядно и свещь без числа горящее. В полунощи же бывает крещение воды. Да егда погрузят священники крест честный и егда рекут « во Иеордане крещающу Ти ся Господи», - и тогда вси людие вскачут в Иеордани, крещающеся в Иерданской реце, якоже бо Христос в полунощи крестился от Иоанна».  Не раз высказывалось мнение, что крещенское купание в проруби имело у нас в основе совсем иное значение. Оно опиралось на веру в святость богоявленской воды, а эта вера была воспитана в народе языческими представлениями об очищающей силе воды. Но вера в святость воды, несомненно, влиявшая на распространение обычая, не чисто русская, а обще-церковная и не стоит, ни в какой связи с дохристианской религией наших предков. К тому же купание в праздник Крещения свойственно не только русским и другим славянским народам, но и восточным христианам. Существование этого обычая известно, например, на святой горе Афон. Справедливости ради нужно всё же отметить что древне – русская церковь, осуждавшая решительно языческие суеверия, относилась терпимо к обычаю крещенского купания. Народ верил в особую исцеляющую силу богоявленской воды. В «иордани» купались даже отчаянно больные, не имеющие никакой надежды на выздоровление. Матери купали в освященной воде младенцев и верили, что их дети вырастут здоровыми и сильными духовно и телесно. На этом пока закончим экскурс в средневековую церковную историю праздника Богоявления – оно же и  Крещение Господне, и вернёмся в век 19, село Ордино, Мышкинского уезда.
         Итак, в Троицком храме уже заканчивается праздничная служба. Неспешно, чинным порядком выстраивается крестный ход на реку. Впереди, по уставу шествует храмовый фонарь, его всегда поручали носить  церковному старосте. За фонарём положено идти кресту. Честь понести храмовый крест выпадала самому уважаемому сельчанину или ктитору храма -  как священник благословит. Далее шествовали хоругви, затем несли иконы, шли певчие и церковный клир. Замыкал шествие священник, в окружение сельчан. Нужно сказать, что на праздничную службу в Ординский храм приходили все его прихожане не только из с. Ордино, и народу всегда бывало великое множество. По воспоминанием очевидцев, когда хоругвеносцы уже достигали вырубленной  «иордани», народ ещё продолжал выходить из храма. Крестный ход растягивался в добрые полкилометра. Несли так же и свечи. Их зажигали от кадила около проруби. Кстати, интересное замечание – по свидетельству очевидцев крещенская прорубь на реке Кадке в селе Ордино имела округлую форму! Размер проруби достигал 1,2 метров в диаметре. Никаких крестов на реке люди не выпиливали, т. е. подобного языческого обычая  у Ординских сельчан не было.  Купание в проруби было принято, а прежде всего умывание крещенской водой, после её освящения. Священник, прежде всего кропил церковные хоругви, затем иконы, а потом уже народ. Для освящения «Иордани» брали напрестольный старинный деревянный крест с латунными накладками, по преданию этот крест некогда принадлежал храму села Медлево. Крест обвязывался накрепко пеньковой верёвкой , с петлёй длинной в сажень.  И вот отец Павел взял крест за конец веревки и под пение церковного хора: « Во Иордане крещающуся Тебе,  Господи, Троическое явися поклонение»,  медленно опустил его в воду. . .
       Дальше случилось то, чего вероятнее всего в жизни села Ордино никогда и не случалось. Священник достал из проруби обрывок пеньковой верёвки, а креста на ней не было! Как могла порваться крепкая верёвка, возможно,  зацепилась в проруби за острые выступы ледяной корки? Тогда с какой силой нужно было выдёргивать из проруби достаточно легкий деревянный крест, чтобы оборвать зацепившуюся верёвку. Но священник не применял никаких усилий, свободно вытащив обрывок верёвки из воды! Вот эта загадка для человеческого разумения и разрешается она только вмешательством Высшей силы! Нет сомнений, что это был особый, предупреждающий знак Божий свыше.  А что же люди, прихожане и их реакция на случившееся?
           По свидетельству очевидцев народ застыл в оцепенении. Первым пришел в себя и кинулся к проруби псаломщик Александр Бобров. Разодрав руки до крови, он тщетно обыскивал острые края ледяной проруби, пытался найти обрывок верёвки с крестом. Мужчины беспомощно переглядывались, женщины в ужасе начали причитать и плакать, дети метались и кричали, норовя того и гляди свалиться в прорубь. Начиналась настоящая паника. Народ  был просто обескуражен происшедшим.           Единственный, наверное, кто сохранил полное спокойствие в данной ситуации, был священник отец Павел. Он стоял, молча и тихо на краю окровавленной проруби,  устремив свой взор куда-то вдаль.  Далее, батюшка снял с себя фелонь и наперсный крест. Своим наперсным крестом отец Павел совершил положенное освящение воды, трижды погрузив его в прорубь. Не смотря ни на что, обряд освящения воды все же был совершен по всем церковным канонам. Люди начали успокаиваться, некоторые побрели по домам, и никто в то Крещение не изъявил желание окунуться в воду.
            Не будем комментировать духовный смысл данного события – «имеющий очи, да увидит», к тому же история в течение 30 лет ясно дала ответы на все вопросы.                      По воспоминаниям очевидцев, одна лишь бабушка Васюта, как её звали сельчане (Васса Никифоровна Белова) уроженка села Медлева не побоялась умыться из крещенской проруби. Её было глубоко за 80 лет, этой бабушке,  и жизнь она вела тихую и праведную, никого не обижала, никого не осуждала.  Она была человеком добрым и светлым и явно имела духовное разумение.  Священник относился к ней с должным уважением, как к человеку,  имеющему духовный опыт. Бабушка Васса, по свидетельству очевидцев, ничего ни сказала тогда у проруби, только перекрестилась,  и устало улыбнулась собравшимся вокруг неё людям. И была в этой светлой улыбке такая умиротворяющая сила и уверенность, что все обойдется, с Божией помощью люди выдержат все грядущие испытания, что выстоят перед лицом любого натиска врага рода человеческого, что уже бывало не раз в летописи конкретно этого села русской глубинки, да и всей необъятной многострадальной России.
           Бабушка Васса мирно отошла ко Господу 14 декабря 1917 года, и была погребена на погосте села Ордино, ближе к паперти храма. Пока были живы сельчане,  знавшие её лично, они прибирали могилку бабушки, а теперь её уже не найти. А что же церковный крест, утонувший в проруби зимой 1916 года? Его искали долго и тщетно мужики и мальчишки, обшарив всё дно Кадки от Ордина и ниже по течению реки. Искали даже в 40-е и 50-е годы, да так и не нашли.  Выходит что, древний церковный крест, некогда принадлежащий упраздненному храму села Медлево, так и лежит по сей день на дне Кадки,    освящая     и     животворя     ее    тихие    изумрудные    воды . . .
       
                                                                                                Е. Куликова.

1. Очерк подготовлен на основе семейного архива  автора.
2. Протоиерей  Петр Смирнов. Праздник Крещения Господня. – С.Пб., 1901 г.
3. УгФ ГАЯО. Ф.90.Оп.2.Д.29, 29а.
4. УгФ ГАЯО, НСБ, СИФ, инв. № А-865.

Комментариев нет:

Отправить комментарий